Революция стерла ее имя со страниц истории. Но сегодня она возвращается к нам во всем блеске и славе молчаливого женского подвига.
Юная княгиня московская
Великий князь Дмитрий Донской женился рано. В 16 лет. Евдокии Дмитриевне, дочери суздальского князя, едва минуло 13. Но, несмотря на столь юный возраст, княжна была умной и образованной. Еще бы – ее наставником был ученый-монах Лаврентий, автор знаменитой Лаврентьевской летописи. Сосватал же Евдокию московский митрополит Алексий. Святитель устроил династический брак, чтобы московский князь породнился с влиятельным княжеским семейством. Брак продлился 22 года и, по воспоминаниям современников, стал образцом супружества.
Евдокия приезжает в Москву в 1366 году и до самой смерти своей почти не покидает Первопрестольную.
Увы, незадолго до свадьбы пожар, который вошел в историю как «великий», практически дотла спалил Москву. Поэтому свадьбу играли в богатой Коломне, и «свадьбе той земля русская была рада». «Ничего, – утешала Евдокия супруга, когда они вернулись в Москву, – отстроимся». И действительно, скоро был возведен Кремль из белого камня, который и дал Москве название «Белокаменная».
Однако пожар стал не последним испытанием. В Москву пришла моровая язва, унесшая тысячи жизней. В этих несчастьях проявились прекрасные качества Евдокии, свойственные лучшим женщинам святой Руси, – сострадание и милосердие. Из своих собственных средств она выделила деньги на похороны несчастных москвичей, погорельцам – на строительство новых домов. И заслужила тем самым величайшую любовь жителей города, назвавших княгиню, несмотря на ее юный возраст, матерью.
Как говорила сама Евдокия, «немного испытала она радостей в супружестве за Дмитрием». Пожар и моровая язва были только началом. Княгиня пережила нашествие на Москву литовского князя Ольгерда, который потом хвастался тем, что Москва долго не забудет сделанных им опустошений. Она провожала супруга к Мамаю, в Орду, не зная, вернется ли муж живым…
И снова войны и набеги. Снова пожары, стон и плач простого люда. Постоянная тревога за жизнь мужа, детей.
Куликовская битва и набег Тохтамыша
И наконец, ее самое тяжелое испытание: Куликовская битва. Долгие годы Сергий Радонежский, игумен земли Русской, был наставником великокняжеской четы. Он крестил их двух сыновей. Перед битвой Дмитрий Донской поехал именно к нему. Преподобный Сергий благословил князя и предрек русскому войску великую победу, но и великие потери.
Последняя молитва Дмитрия прошла в Архангельском соборе Кремля. Здесь, у праха своих великих предков, дал он клятву вернуться с победой или умереть. Рядом с ним на молитве стояла Евдокия. Проводив войско, великая княгиня вернулась в Архангельский собор. По преданию, она молилась в храме во время всей битвы – и днем, и ночью. Ее молитвенное настроение передалось и остальным женщинам Москвы. Святость и сила женской молитвы стала залогом великой победы на Куликовом поле.
Но мир и покой длились недолго. Тохтамыш, воцарившийся в Орде после смерти Мамая, двинул войска к Москве, и Дмитрий слишком поздно узнал о приближении. Оставив город и семью на попечение митрополита Киприана, Дмитрий уехал в Кострому собирать войско. Однако без государя в Москве начались беспорядки, достигшие такого размаха, что Евдокия в опасении за жизнь своих детей покинула Москву.
На следующий день после бегства княгини город захватили татары. «Какими словами, – говорит летопись, – изобразим тогдашний вид Москвы? Сия многолюдная столица кипела прежде богатством и славою: в один день погибла ее красота; остались только дым, пепел, земля окровавленная и пустые обгорелые церкви». В тот день погибли 24 тысячи человек.
Вернувшийся в столицу князь Дмитрий рыдал на развалинах родного города. Плакала ли вместе с ним и великая княгиня? Думаю – нет, ибо душа ее исстрадалась, а слезы по своему несчастному Отечеству княгиня выплакала давно.
Тохтамышу показалось мало разорения Москвы, и он потребовал Дмитрия в Орду, чтобы подтвердить право на великое княжение. Но на совете решили отправить в Орду старшего сына, тринадцатилетнего Василия: слишком дорого заплатила Москва за отсутствие государя. В Орде княжич пробыл четыре долгих года. И все это время провела в тайных мучениях его мать.
Когда Василий вернулся в Москву, Дмитрий Донской был уже серьезно болен. Он объявил семнадцатилетнего княжича своим преемником, но при условии, что тот будет во всем слушать мать и без ее совета не принимать ни одного решения. По сути своей это означало, что Дмитрий оставлял Евдокию правительницей Московского государства.
Правительница московская
Дмитрий Донской скончался, когда ему не было и сорока лет. «Зачем, – плакала Евдокия, – умер ты, дорогой мой, жизнь моя, зачем оставил меня одну вдовою? Зачем я не умерла прежде тебя?»
В память о муже великая княгиня возвела в Московском Кремле величественный храм Рождества Богородицы и украсила его прекрасными иконами, дорогой церковной утварью, старинными книгами. Храм был расписан лучшими иконописцами того времени – Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Именно она, мать восьмерых сыновей, установила праздник в честь победы на Куликовом поле.
Княгине достался тяжкий удел – нести крест и вдовы, и государыни. Как вдова она должна была вести скромный, почти невидимый образ жизни. Как государыня – появляться на приемах и пирах в роскошных великокняжеских одеждах. Для себя Евдокия решила этот вопрос: днем была веселой и нарядной, но под пышными одеждами носила вериги и жесткую власяницу. А вечером – постоянные, неусыпные молитвы. Однако нашлись люди, которые начали злословить о вдове-княгине – мол, она еще хочет нравиться мужчинам. Сыновья потребовали у матери оправдания. И тогда Евдокия просто сняла перед ними часть своих роскошных одежд. В ужасе увидели сыновья «прильнувшую к костям плоть» и бросились в ноги матери, прося прощения. А та сказала: «Не верьте внешнему. Один Бог есть судья человеческих дел».
Именно великой княгине Москва обязана званием «Первопрестольная». Не секрет, что митрополит Киприан по причине неприязненных отношений с князем Дмитрием покинул столицу. Но где митрополит – там и первый престол! Посему после смерти супруга великая княгиня Евдокия проявила поистине чудеса дипломатии и вернула митрополита Киприана в Москву.
В 1395 году на Москву пошел враг, наголову разгромивший и Тохтамыша, и саму Золотую Орду – хромой Тимур, Тамерлан. Князь Василий при поддержке матери собрал немногочисленное войско и выступил навстречу врагу. Москва осталась на попечении государыни, которая послала во Владимир за чудотворным образом Божией Матери. Вся Москва встречала икону на Кучковом поле (сейчас это район Сретенского бульвара). И случилось чудо. Как гласит предание, когда икона торжественно вступила в Москву, Тамерлану во сне явилась Богородица, повелевшая ему оставить пределы Русской земли. И грозный хан приказал войскам отступить.
Святая
А княгиня решила уйти от политики и посвятить себя делам духовным. Она начала строительство в Кремле Вознесенского монастыря, где позже приняла монашеский постриг. Этому, по преданию, предшествовало явление во сне Архангела Михаила, который возвестил Евдокии о скорой кончине. Уже совершенно не связанная с миром, она решила провести остаток дней в затворе и приняла постриг с именем Евфросинии, что означает Радость.
Шествие княгини в монастырь было ознаменовано Божиим чудом. Один слепец попросил ее об исцелении. Она же опустила слепому на руку край своей одежды. Тот с глубокой верой отер им глаза и прозрел! Рассказывают, что в тот день от различных болезней исцелились тридцать человек.
Скончалась великая заступница Москвы 20 июля 1407 года. Ее погребли при огромном стечении народа в основанном ею монастыре. У гроба сама собой зажглась угасшая было свеча.
Преподобная Евфросиния-Евдокия Московская стала поистине «народной святой». Таковой она всегда и была для москвичей – радостью земной и радостью духовной, не раз своими молитвами спасавшая Москву.
Русская Православная Церковь два раза в год отмечает день ее памяти. Хотя ни в одном церковном документе вы не найдете акта о ее официальном прославлении. Евдокию прославил сам народ.
Вознесенский же монастырь стал одним из самых почитаемых русских женских монастырей. Именно здесь позже нашли последнее прибежище княгини Софья Витовтовна, Елена Глинская, Софья Палеолог, царицы Анастасия Романовна, Ирина Годунова, Мария Милославская, Наталья Нарышкина. На самом почетном месте была устроена драгоценная рака с мощами прп. Евфросинии Московской. В истории остались свидетельства особого почитания нашими государями прародительской усыпальницы. Когда они отправлялись в военный поход или на богомолье, то обязательно приходили за благословением сюда.
В 1907 году Москва отмечала 500-летие блаженной кончины прп. Евдокии-Евфросинии Московской. В столицу съехались представители всех губерний России, настоятельницы женских монастырей. Крестный ход заполнил всю Красную площадь и окрестности Кремля. От имени правящей династии торжества возглавила великая княгиня, преподобномученица Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия.
После революции монахинь разогнали, ризницу разграбили, драгоценную раку святой Евдокии-Евфросинии уничтожили, а затем, в 1929 году, взорвали и сам монастырь. И только благодаря мужеству работников музея была спасена женская великокняжеская усыпальница. За месяц тяжеловесные гробы и надгробия были перенесены в Подвальную (Судную) палату Архангельского собора Кремля.
Возвращение
В 2003 году в районе Котловка на Нахимовском проспекте была основана домовая церковь в честь Евфросинии Московской, и тогда же открылась воскресная школа. Место для храма было выбрано не случайно – здесь располагалось имение княгини «Котлы». Здесь она вместе с сыном Василием принимала митрополита Киприана.
Первый камень в основание храма был заложен в июле 2005 года, а в декабре 2010-го храм освятили. Он строился исключительно на народные деньги, пожертвования на «именные кирпичики», из которых теперь и состоит. Это высокое белое здание во владимиросуздальском стиле.
Сотрудники музея Московского Кремля под руководством заведующей археологическим отделением Татьяны Дмитриевны Пановой нашли чудом сохранившиеся останки московской государыни. 28 мая 2008 года в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи преподобной Евфросинии-Евдокии Московской были положены в специальную раку в приделе мученика Уара Архангельского собора.
И сегодня московская святая продолжает являть чудеса исцеления всем, кто с верой приходит к ней. И этим чудесам не будет конца.
Молитва
О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова!Приими моление от нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.
В блокнот паломнику:
Адрес храма: г. Москва, Нахимовский проспект, владение 6.
Тел.: (499) 401-7032 (секретариат).
По вторникам в 17.00 в храме читается Акафист прп. Евфросинии Московской.
Сайт храма: www.evfrosinia.ru
Любовь Акелина