Сердцем России назвал Успенский собор Московского Кремля священномученик Илларион Верейский. Действительно, древний собор предстает сосредоточением русского духа, соединенного с византийским величием. Под этими сводами восходили на трон Государства Российского наши самодержцы, в этом алтаре рукополагали предстоятелей нашей Церкви, с этого амвона объявлялись эпохальные для страны решения, у этих гробниц молились уходящие на брань полководцы.
Вот уже семь столетий как не прекращается в Успенский собор поток богомольцев. К великим чудотворцам московским Петру и Ионе, а также к почивавшему в соседнем Чудовом монастыре Алексию со всей России шли люди за исцелением и помощью. Позднее был канонизирован священномученик Филипп. А в XX веке Собор святителей московских пополнился именами патриархов Гермогена и Иова. На Юбилейном соборе 1988 года был прославлен и еще один выдающийся деятель Русской Церкви – митрополит Московский Макарий.
Святитель Макарий, митр. Московский. Икона с клеймами жития. Кон. ХХ в. (ц. Св. Троицы в Троицкой слободе, Москва)
Свт. Макарий, носивший в миру имя Михаил, родился около 1482 г. Он постригся в монахи в Пафнутьевом Боровском монастыре. Затем Макарий становится архимандритом Лужецкого Ферапонтова монастыря под Можайском. А в 1526 г. он был хиротонисан митрополитом Даниилом во архиепископа Новгородского.
Хиротония свт. Макария во архиепископа Новгородского. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, XVI в
Макарий прибыл на Новгородскую кафедру после того, как она в течение 17 лет оставалась вдовствующей. В Великом Новгороде и Пскове свт. Макарий быстро зарекомендовал себя как любящий архипастырь и талантливый администратор. Он заботился о положении простых священников, из среды которых вышел сам. Макарий много трудился на миссионерском поприще, посылая проповедников на окраины своей огромной епархии. При нем непрерывно шло строительство новых храмов, наведения порядка в монашеской жизни, укрепление материальной базы Церкви.
Особой заботой он окружил свой кафедральный храм – собор святой Софии. Св. Макарий создал в Софии новый иконостас, новый амвон “весьма дивный и всякой красоты исполненный”[1], и заказал для звонницы новый большой колокол.
Авторитет Новгородского архиепископа был чрезвычайно высок. Его любили новгородцы, ему доверяли в Москве (занятая Макарием непримиримая позиция по отношению к князю Андрею Старицкому способствовала тому, что антимосковский мятеж окончился неудачей). Неудивительно, что именно на него обратили внимание, когда зашла речь об избрании нового митрополита после низложения по воли Шуйских вл. Иоасафа в 1542 г. При этом сам свт. Макарий позднее писал, “...мне же смиренному, на мнозе отрицающуся по свидетелству Божественных Писаний, и не возмогох преслушатися”[2].
Но, видимо, свершилась воля Божия – ведь именно митрополиту Макарию суждено было заняться воспитанием первого русского царя, Ивана Васильевича будущего Грозного, которому в тот момент исполнилось 12 лет. Непосредственным наставником Ивана стал приглашенный Макарием из Новгорода священник Сильвестр.
Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. Худ. Павел Плешанов, 1856 г.
После бесед с мудрым и харизматичным протопопом образ жизни юного великого князя, до того предававшегося разным утехам и непотребствам, резко изменился. Составитель официальной летописи записал, что царь “потехи же царьскые, ловы и иные учрежения, еже подобает обычаем царским, все оставиша”[3], посвящая свое время молитве и решению государственных дел.
У Ивана рано проявился незаурядный государственный ум. С подачи свт. Макария и прот. Сильвестра он рано начал задумываться над своим положением единственного в мире православного монарха-самодержца, осмыслять прошлое, и в первую очередь – опыт своих деда и отца. Когда государю минуло 16 лет, зерна, посеянные свт. Макарием дали всходы, и Иван осознал себя подлинным повелителем всея Руси и преемником византийских императоров.
В конце 1546 г. Иван пригласил митрополита к себе в покои. Между ними состоялась продолжительная беседа, после которой Макарий “вышел с веселым лицом”: Иван объявил святителю о своем желании венчаться на царство.
К этой мысли его, конечно же, подтолкнул сам Макарий, твердый сторонник идеи Москвы – Третьего Рима, ревнитель престижа Русской Церкви и Русского государства, убежденный иосифлянин. Можно смело предположить, что у Макария во время его вынужденного бездействия в годы боярского правления вполне сложилась целая программа, направленная на оформление того нового статуса, который обрела Русь за последние полвека. Наследница Византии, Россия уже реально являлась православным царством, а Русская Церковь – самой значительной в ряду Поместных Православных Церквей. Этот порядок вещей надо было теперь оформить организационно-канонически. Уже Иван III и Василий III именовали себя царями, но они не были венчаны на царство по византийскому обряду и не были признаны в царском достоинстве другими державами.
Официальное принятие царского титула, с которого начал свою деятельность Иван Грозный, было актом огромного политического значения. Кроме того, свт. Макарий надеялся, что и сам Иван после венчания по-новому будет смотреть на свою роль покровителя православных христиан всего мира, более серьезно отнесется к государственным делам.
Венчание и принятие царского титула Иоанном IV. Художник К.В. Лебедев
Торжественный обряд состоялся 16 января 1547 г. Свт. Макарий возложил на Ивана Мономахов венец, крест и бармы. Но помазания миром Ивана, вопреки расхожему мнению, не было. В Краткой редакции Чина венчания на царство, составленной к 1547 г., этот элемент отсутствует. А в Пространной редакции Чина, появившейся несколько лет спустя, неотъемлемой частью обряда стали Миропомазание и Причащение Святых Христовых Тайн. Первым помазанником Божиим в прямом смысле этих слов станет сын и наследник Ивана – св. благоверный царь Федор.
Первоначально правление царя складывалось замечательно, и ничто не предвещало его грядущей мутации в опричную тиранию. Иван IV решительно начал свою государственную деятельность. На это вдохновлял молодого царя свт. Макарий. Как пишет историк Н.В. Синицына, “симфония священства и царства в эпоху святительства Макария более чем в какой-либо другой период приближена к канонической норме и практике реальных взаимоотношений”[4].
Надежной опорой Ивана стала и его первая супруга. 3 февраля того же года свт. Макарий обвенчал Ивана с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой из боярского рода, который чуть позднее стал носить фамилию Романовых. В 1554 г. митрополит крестил в Чудовом монастыре царевича Ивана Ивановича, через три года – царевича Федора Ивановича.
Пока были живы свт. Макарий и Анастасия, Ивану удавалось обуздывать свой бурный нрав, и он добился замечательных успехов на государственном и военном поприще. Вокруг царя появляются новые люди, надолго ставшие его соратниками. В его ближайший кружок, помимо митрополита, вошли протопоп Сильвестр, окольничий Алексей Адашев, князья Андрей Курбский и Дмитрий Курлятев-Оболенский, ряд других деятелей, которые составили вокруг молодого царя т.н. “Избранную Раду”.
Именно в этом кружке принимались важнейшие для жизни страны решения, разрабатывалась программа реформ, которая не обошла вниманием и церковную сферу.
До святителя Макария в святцах значилось только 22 русских святых. По инициативе митрополита на двух последовательно созванных соборах были канонизированы или утверждены для общероссийского почитания 39 новых святых: св. блгв. князья Александр Невский, Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Петр и Феврония Муромские; свт. митрополит Московский Иона, свтт. Новгородские Иоанн, Никита, Евфимий, Иона и Нифонт, свт. Стефан Пермский, Иаков Ростовский; прпп. Зосима и Савватий Соловецкие, Александр Свирский, Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Михаил Клопский, Никон Радонежский, Павел Обнорский, Дионисий Глушицкий, Савва Сторожевский, Авраамий Смоленский, Евфимий Суздальский, Савва Вишерский, Ефрем Перекомский, Евфросин (Елеазар) Псковский; святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий; блаженные Максим Московский и Прокопий Устюжский и несколько других подвижников.
Кроме того, Макарьевские соборы окончательно сформировали порядок канонизации святых: по соборному решению епископов и с санкции предстоятеля церкви.
Святитель Макарий, митр. Московский. Икона с клеймами жития. Кон. ХХ в. (ц. Св. Троицы в Троицкой слободе, Москва). Фрагмент с изображением Стоглавого Собора
Продолжением деяний первого Земского Собора 1549 г., проведшего реформу государственную, по мысли царя, должен был стать Церковный Собор 1551 года, именуемый по традиции “Стоглавым” – по количеству глав в его деяниях. Он был призван подобным образом упорядочить жизнь церковную. Иван IV в своей соборной речи так и формулировал задачу, поставленную перед Стоглавом, – “исправити истинныя нашея непорочныя Хрестиянския веры, еже от Божественнаго написания, во исправление Церковному благочинию, царскому благозаконию, всякому земскому строению”[5]. Историк А.В. Карташев отмечает, что, утвердив на предыдущих Соборах духовное величие Русской Церкви, Стоглав мог теперь критически рассмотреть вопросы ее внутренней жизни, не опасаясь, что это вызовет соблазны и нестроения[6].
В те же годы Россия впервые столкнулась с новым религиозным течением, пришедшим с Запада – протестантизмом. Решительное осуждение новой ереси, которая успела проникнуть в умы отдельных русских людей, произошло на созванном свт. Макарием Церковном Соборе 1553-1554 гг.
С конца 1540-х гг. Россия вела наступление на Казанское ханство – один из сильнейших осколков Золотой Орды, особо опасный для нашей страны по причине близкого расположения к центральным многонаселенным районам: Нижнему Новгороду, Владимиру, Суздалю, Мурому.
Русская Церковь во главе с предстоятелем всецело поддерживала устремления государства и благословляла эту вынужденную и столь необходимую для страны военную кампанию. В дни завершающего похода 1552 г. свт. Макарий лично выехал в лагерь русских войск под Владимиром и убеждал воевод идти сражаться “за святые церкви и за православное христианство”[7]; в такой войне, говорил он, не может быть споров о “местах” и на время похода они должны быть забыты. Из слов митрополита видно, что поход на Казань был не обычным военным предприятием, а священной войной, своего рода крестовым походом.
Встреча Иоанна Грозного митрополитом и народом после покорения Казани 29-го окт. 1552 года. Художник А. Сафонов
Казань пала в первые дни октября 1552 г. Результатом завоевания ханства стало присоединение Ногайской Орды и Астрахани. Сибирский хан Едигер, адыги и кабарда на Кавказе принесли Москве вассальные присяги.
В честь этого события в Москве, на Красной площади, по замыслу свт. Макария был воздвигнут ни с чем несравнимый по архитектуре и убранству Покровский собор на Рву, более известный всему миру как храм Василия Блаженного. Большая часть приделов были посвящены тем праздникам, на дни которых пришлись важнейшие вехи Казанского похода.
Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). Москва, Красная площадь
Также в память о “Казанском взятии” не без участия святителя была написана уникальная икона “Благословено воинство Небеснаго Царя”, наполненная как богословскими, так и историософскими смыслами. Изображение на иконе вхождения войска в Небесный Иерусалим точно соответствует тексту послания свт. Макария, с которым он перед началом Казанского похода обратился к его участникам. В нём воинам, которые погибнут на поле брани, он обещает: “по реченному Господню словеси второе мученическое крещение восприимет пролитием своея крови… и восприимет от Господа Бога в тленных место нетленна и небесная и в труда место вхождение вышняго града Иерусалима наследие”[8].
Благословенно воинство Небесного Царя («Церковь воинствующая»). Икона, сер. XVI века. ГТГ
В 1555 г. в Москве состоялся очередной Собор, на котором была учреждена Казанская епархия, включившая территорию Казанского, с 1556 г. – Астраханского, а впоследствии и Сибирского ханства. Новая епархия сразу получила статус архиепископии, и ей было определено высокое место в иерархии после Новгородской. Первым архиепископом Казанским был избран Собором и хиротонисан свт. Макарием бывший игумен Иосифо-Волоцкого монастыря свт. Гурий.
С именем митрополита Макария связано начинание, имевшее колоссальное значение для дальнейшего культурного развития нашего Отечества. Речь идет о начале книгопечатания на Руси. Вне всякого сомнения, деятельность по подготовке издания первой книги типографии Ивана Федорова шла под покровительством митрополита, великого ревнителя русской книжности. Однако святителю так и не удалось увидеть результат этой работы. Лишь через три месяца после его кончины, в марте 1564 года, вышло в свет первое русское печатное издание – знаменитый московский Апостол.
”Апостол” – первая печатная книга московской типографии Ивана Федорова
Однако, пожалуй, более всего св. Макарий знаменит последовательной реализацией цели, которую сам поставил перед собой, – собрать все книги, “чтомые на Руси”. Таким образом, он создал свои знаменитые Великие Четьи-Минеи, включившие в себя не только жития святых, но фактически ставшие сборником большинства произведений духовной литературы Древней Руси. Свт. Макарий по сути явился первым русским археографом. Свой гигантский литературный труд, начатый еще в Новгороде, Макарий продолжал и позднее, став Московским митрополитом.
Великие Четьи-Минеи свт. Макария
Составление Великих Четий-Миней было не простым механическим переписыванием. Включение того или иного памятника в сборник приводило к созданию его новой редакции. В обязательном порядке делались актуальные переводы или производилась сверка и исправление старых по греческим оригиналам. По мере канонизации новых русских святых их жития включались в следующий список Четьих-Миней.
Еще одним не имеющим аналогов памятником книжности эпохи свт. Макария стал Лицевой Летописный Свод – 10 томов, состоящих из около 10 тысяч листов текста, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Хроника охватывает период от сотворения мира до 1567 года.
Лицевой Летописный Свод
15 сентября 1563 г. святитель, которому шел уже девятый десяток, заболел, после того как возглавил крестный ход к Сретенскому монастырю. Больше он из своей кельи не вышел. Митрополит выказывал желание “отъити на молчалное житие” в родной Боровский монастырь, но царь убедил его отказаться от этого намерения[9].
Великий святитель отошел ко Господу 31 декабря 1563 года. На следующий день он был погребен в Успенском соборе в присутствии царя и членов его семьи.
Рака с мощами свт. Макария в Успенском соборе Московского Кремля
Преемником свт. Макария на всероссийском престоле стал бывший протопоп Благовещенского собора и духовник царя Андрей, ставший к тому моменту иеромонахом Чудова монастыря Афанасием.
Несмотря на фактическое почитание митрополита Макария как святого уже в XVI веке, официальная канонизация святителя состоялась лишь 6 июня 1988 г. на юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Макарий был канонизирован как показавший “подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения, о чем имеются многочисленные свидетельства его современников... Как ревностный хранитель чистоты веры Святитель боролся с различными ересями. Его церковная деятельность отмечена прославлением русских святых, собиранием духовных сокровищ Русской Церкви (Великие Макариевские Четьи Минеи) и поднятием уровня духовного просвещения”[10].
Святитель Макарий, митр. Московский. Современная икона
По причине литургической перегруженности 31 декабря (13 января по н.ст.) – в этот день совершается Отдание праздника Рождества Христова, а на следующий день празднуются Обрезание Господне и память свт. Василия Великого – память свт. Макария Московского была перенесена на день раньше, на 30 декабря (12 января по н.ст.)
Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.
Иллюстрации:
https://commons.wikimedia.org/
[1] Лицевой летописный свод. Шумиловский том. С. 217.
[2] ПСРЛ. Т. 29. М., 1965. С. 327.
[3] ПСРЛ. Т. 13, 1-я пол. СПб, 1904. С. 267
[4] Синицына Н.В. Русская Церковь в период автокефалии; учреждение Патриаршества // ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 74.
[5] Стоглав. СПб, 1863. С. 27.
[6] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т 1. М., 2000. С. 534.
[7] ПСРЛ. Т. 13. С. 159
[8] ПСРЛ. Т. 29. С. 90
[9] Сказание о последних днях святителя Макария, митрополита Московского («О немощи и о преставлении и погребении Макария, митрополита всеа Руси») // ОР РГБ, Ф.173/III № 119. Л. 8.
[10] Тысячелетие Крещения Руси. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года. Материалы. М., 1988. С. 22.