У Неофита Затворника

Роль личности

У Неофита Затворника

Святой Неофит – самый известный и почитаемый монах Кипрской Церкви. Он основал пещерный монастырь, который на протяжении многих веков является излюбленным местом паломничества киприотов и гостей страны.

 

Святой Неофит – самый известный и почитаемый монах Кипрской Церкви. Он основал пещерный монастырь, который на протяжении многих веков является излюбленным местом паломничества киприотов и гостей страны.

Будущий святой родился в 1134 году в бедной крестьянской семье, где помимо него воспитывалось ещё семь братьев и сестер. Грамоте детей не учили. Отец занимался выращиванием винограда, такая же участь ждала и его сыновей. Но юный Неофит видел свое призвание в другом. Он с детства тяготел к одиночеству, любил подолгу молиться и мечтал о монашестве.

Когда Неофиту исполнилось 18 лет, родители против воли юноши решили его женить. Желая избежать этой участи, Неофит тайно покинул родительский дом и стал послушников монастыря Иоанна Златоуста на севере острова.

Исполняя послушание, юноша пять лет возделывал виноградник, совмещая тяжелый труд с обучением грамоте. Учеба пытливому послушнику давалось легко. Он быстро научился писать, изучил Священное Писание и стал помощником диакона.

Тогда же юноша понял настоящее свое призвание – быть отшельником и молитвенником. Как писал св.Неофит, его «томило с самого начала монашеского жития желание безмолвной жизни». Однако настоятель решил, что послушник слишком молод и неопытен для жизни аскета. Вместо затвора он благословил Неофита отправиться в паломничество на Святую Землю.

Шесть месяцев юноша ходил по палестинским монастырям в надежде найти наставника. Но никто не захотел стать его учителем. И когда Неофит размышлял, как жить дальше, ему было видение о том, что он «преуспеет в другом месте». Молодой монах вернулся на родину и вновь обратился к настоятелю с просьбой о затворе. И снова отказ.

Неофит не захотел отступать от своей мечты. Его стремление к духовному совершенству и познанию божественной истины с возрастом только крепло. Он знал, что в Малой Азии на горе Латрос подвизаются монахи-отшельники и решил, что «другое место» находится именно там. Однако в Пафосском порту (вероятно, из-за отсутствия нужных бумаг) его приняли за беглеца, арестовали и посадили в тюрьму.

Спустя некоторое время узника выпустили, но без денег. Заплатить за дорогу до Малой Азии было уже нечем, и Неофиту пришлось остаться на Кипре.

В девяти километрах от Пафоса, у горного ручья, он нашел небольшой грот и поселился в нем. Целый год Неофит долбил скалу, расширяя свое жилище. В глубине пещеры он устроил келью с каменным ложем, а ближе ко входу соорудил мраморный престол. Пещерную церковь Неофит освятил во имя Святого Креста.

…Семь лет отшельник провел в молчании и неустанных молитвах. Но его убежище со временем было открыто. Ко входу в пещеру люди стали приносить еду и одежду. Молва о затворнике дошла и до епископа Пафоса Василия Киннамоса, который захотел основать в горах новый монастырь и поставить Неофита его настоятелем. Молодой возраст монаха (всего тридцать два года! ) не оказался тому помехой - столь высок был духовный авторитет отшельника.

Однако сам Неофит не торопился принимать это предложение. Свое согласие он дал лишь  спустя четыре года. В 1170 году к затворнику пришли первые послушники и поселились недалеко от его кельи.

Свой монастырь святой Неофит строил по образцу Лавры Саввы Освященного,  которая также начиналась с постройки пещерной церкви. В Лавре монахи с древних времен придерживались общежительного устава, согласно которому насельники отказывались от личного имущества в пользу монастыря, совершали общую молитву и общую трапезу. Такой же устав был принят и в монастыре святого Неофита.

Высокие идеалы монашеской жизни привлекали в горную обитель все больше послушников. Вскоре монастырь стал главным духовным центром Пафоса, а имя Неофита знали даже в самых отдаленных уголках острова.

Но монаха не радовала народная слава. Нескончаемый поток паломников заставил игумена искать новое место уединения. Святой Неофит поднялся выше в горы и вырубил в скале ещё одну пещеру, которую назвал «Новый Сион».

Здесь он продолжил свои аскетические подвиги, выходя из пещеры всего лишь раз в неделю, по воскресным дням, чтобы наставлять учеников. Здесь он написал большую часть своих литературных трудов.

…Святой Неофит вошел в историю Кипрской Церкви как самый известный церковный писатель Средневековья. Его литературное наследие насчитывает шестнадцать книг, куда вошли проповеди, наставления, гимны, различные послания и жития святых. Святой Неофит составил одно из первых жизнеописаний святителя Спиридона Тримифунтского – своего знаменитого соотечественника.

Просвещая своих учеников, игумен написал множество толкований к Библии и Святому Евангелию. В своих трудах он часто поднимал тему аскетического подвига, утверждая, что «для достижения блаженного совершенства…необходимо понуждать себя, …ибо без понуждения невозможно стяжать какие-либо блага».

Это недостижимая цель и для нераскаянного сердца. У христианина, говорил святой, должна быть постоянная готовность исповедовать свои ошибки и греховные мысли. Среди всех добродетелей святой Неофит выделял три главных. Это нестяжательность, милостивость и следование Христу.

Труды святого написаны не высоким церковным слогом, а простым разговорным языком, который был понятен всем слоям кипрского населения. Этим объяснялась огромная популярность писателя-проповедника.

Святой Неофит дожил до глубокой старости и завещал похоронить себя в могиле, которую он вырыл в пещере ещё в первый год своего отшельничества. Святые останки пролежали в скале 500 лет, до середины ХVII века. К тому времени имя святого Неофита было почти забыто, а монастырь разорен турками.

Но вблизи пещеры с могилой вдруг стали происходить чудеса – больные получали долгожданное исцеление. Таких случаев становилось все больше и больше. В народе пошла молва: святой Неофит помогает! Тогда же под спудом были обретены его мощи и перенесены в серебряную раку.

С этого момента началось возрождение монастыря и «новое» почитание святого. С каждым годом обитель расширяла свои владения и богатела. Среди ее настоятелей было много достойных людей, но самым известным, после святого Неофита, считается игумен Иоаким.

В 1821 году турецкие власти арестовали его за поддержку национально-освободительного движения, но пообещали выпустить, если игумен примет ислам. Иоаким не поддался на уговоры. Он остался верен Христу, за что был посажен на кол.

…В наши дни монастырь делает все для того, чтобы вернуть себе славу крупнейшего духовного центра Кипра. Насельники обители принимают многочисленных паломников, находя время для личных бесед с теми, кто попал в трудную жизненную ситуацию или ищет свой духовный путь в жизни. Понимая современные вызовы времени, они помогают мудрым советом и сугубой молитвой у мощей Неофита Затворника, который невидимо пребывает в своей обители…

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Три святых Филарета в истории Московской духовной академии

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

Почему будущие послы и атташе молятся благоверному Александру Невскому

Два Святителя из Ликии

Два Святителя из Ликии

Недалеко от турецкого города Демре (бывшие Миры) находятся развалины некогда очень известного в Малой Азии монастыря Святой Сион, настоятелем которого был великий чудотворец Николай Пинарский.

Наш он — русский!

Наш он — русский!

Почитание святителя Николая Мирликийского в России