В средоточии русской земли, там, где сходятся границы Орловской, Тульской, Воронежской и Курской областей, возвышается величественный монастырь Святой равноапостольной Марии Магдалины. Паломники попадают сюда по единственной проселочной дороге. На самом деле к обители ведут тысячи невидимых дорог.
Первая игуменья
...Монахиня Киприана встала на колени на городской площади, простерла руки к прохожим: «Люди добрые, помогите монастырю! Такая святыня пропадает!» Это было почти двадцать лет назад, когда храм Марии Магдалины пребывал в запустении, а в монастырской «казне» не было ни копейки. Но матушка Киприана, назначенная игуменьей возрождающейся обители, не ведала никаких преград. Она ездила по большим и малым предприятиям области, ходила с кружкой по рынку.
Постепенно кирпичная кладка храма стала покрываться именами благодетелей. И чем больше становилось именных кирпичиков, тем светлее было на сердце у матушки – будут на храме и крест, и купола, и ангелы запоют под обновленными сводами. Но дожить до освящения главного престола игуменье не довелось – в 1998 году она трагически погибла в автокатастрофе. Незадолго до этого страшного дня, в праздник Казанской иконы Божией Матери, чудесным образом обновилась монастырская икона «Знамение».
Как завещала Мария Охотникова
В дореволюционной России эта обитель была одной из самых молодых. Своим появлением она обязана дворянке Марии Охотниковой, которая в 1881 году купила в богатом степном селе Никольское Ливенского уезда Орловской губернии поместье и создала там женскую общину.
В то время Мария Арсеньевна была уже пожилой и очень больной женщиной. Предчувствуя скорую кончину, она оставила завещание, в котором выразила желание выстроить в своем поместье каменный храм во имя своей небесной покровительницы – святой равноапостольной Марии Магдалины и создать общежительный монастырь «на сто душ монахинь». А кроме того – двухэтажную трапезную, школу для девочек-сирот и богадельню. На эти нужды благотворительница оставила солидный капитал.
В 1884 году в селе Никольское по проекту известного архитектора Александра Кюи был заложен величественный пятиглавый собор в византийском стиле. К началу ХХ века в монастыре жили более ста сестер.
Завещание Марии Охотниковой было выполнено в точности и даже сверх того. Девять монашеских корпусов, хлебопекарня, просфорня, баня, гостиница для богомольцев, странноприимный дом – чего только не было на территории обители. Имелись даже ветряная мельница и собственная сапожная мастерская. А ухоженный монастырский сад, занимавший большую часть монастырских земель, славился на всю округу.
Окаянные дни
Разрушительный вихрь октябрьского переворота ворвался в монастырские стены уже в первые дни революции. Вот что рассказывают об этом «Орловские епархиальные ведомости»:
«С осени Ливенский Марие-Магдалиненский монастырь стал подвергаться враждебным набегам окружающего населения: вырубался монастырский лес, воровались с огорода овощи и оскорблялись сестры монастыря. 4 ноября сельские комитеты местных деревень, явившись в монастырь, вызвавши сестер из храма, объявили им разойтись и, отобрав скот и хлеб, удалили солдат, охраняющих монастырь. Комитеты заявили настоятельнице монастыря игумени Магдалине, что они сами будут управлять монастырем. Настоятельница ввиду опасности для жизни принуждена была уехать из монастыря. Но и после этого враждебное отношение к монастырю не прекратилось».
В августе 1918 года в соседнем селе вспыхнуло восстание против большевиков, которое тут же было жестоко подавлено. По требованию Ленина сотни восставших были уничтожены. Священников монастыря Марии Магдалины – пожилого отца Димитрия и молодого батюшку Михаила – расстреляли в лесу, неподалеку от города Ливны.
Пророчество
Этот трагический финал был очевиден, и священнослужители готовились к нему. На последнюю службу в храме собрались верующие из всех окрестных деревень. Не только женщины, но и мужчины не могли сдержать слез. Отец Димитрий стал говорить: «Тому должно быть. Нас не будет. Но придет время, и все будет восстановлено. Но едва ли кто из этих детей доживет до этих дней. Может быть, один-двое доживут...» И показал рукой на стоявшую рядом девочку. Так все и случилось. Елена Франц – единственная, кто дожил до восстановления святой обители.
...Она еще ребенком знала четырех монахинь – старенькую матушку Пантелеймону, Анисию, Екатерину и Никодиму, которые после закрытия монастыря стали жить у них селе – в старом маленьком доме.
У матушки Пантелеймоны был особый дар – силой молитвы она лечила односельчан от разных болезней. Монахиню очень уважали – мужчины при встрече с почтением шапку снимали. Когда матушка Пантелеймона отошла к Господу, все село пришло ее хоронить, оставив работу.
Чем больше селяне выказывали монахиням почтение, тем большую вражду вызывали они у местного начальства. И чтобы побольнее задеть религиозные чувства селян, однажды на Пасху парторг и школьный учитель бросили куличи на землю и стали их топтать. Вскоре обоих парализовало.
С Божьей помощью
К счастью, нынешнее начальство настроено совсем иначе. Еще в 1995 году глава местной администрации сам предложил селянам возродить первозданную красоту монастыря. «Поруганный храм стоит на самом высоком месте села как укор всем нам, как молчаливый монумент нашей жестокости, нашего безумия», – сказал тогда Владимир Васильевич Русанов.
По благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия восстановление монастыря начал священник Николай Мальцев, а вскоре к нему присоединилась и матушка Киприана (Шишкина).
...Сейчас в обители 20 сестер, и каждая из них прошла свой путь к Дому святой Марии Магдалины. У монахини Варвары, например, очень необычная история. 15 лет назад она попала в страшную аварию, после которой ее собирали буквально по кусочкам. Перенесла 15 серьезных операций, однако ногу врачам спасти не удалось: начался некроз. Духовный наставник матушки Варвары отец Амвросий благословения на ампутацию не дал. После монашеского пострига ткани стали восстанавливаться сами по себе, и теперь матушка Варвара уже может ходить.
Еще до аварии, когда она жила в миру и искала путь к Богу, ей было дано откровение. Женщина увидела себя в аду. Ошибиться было невозможно – ее обступили демоны. «Подождите! – закричала она. – Мы так не договаривались!» В то же мгновение какое-то большое светлое существо выдернуло ее из тьмы и вернуло к жизни. К настоящей – духовной жизни.
Другой сестре – схимонахине Ипполите – врачи отвели всего две недели жизни: у нее был рак в последней стадии, но в монастыре она прожила около девяти месяцев. Этот срок Господь отвел ей на покаяние, на исправление ее близких. За время болезни сын матушки Ипполиты стал тверже в вере и ближе к Богу.
Матушка Марфа
– В миру матушка Марфа мечтала о дочери, а Бог ей послал сына, – рассказывает старшая сестра монастыря Елизавета. – Зато сейчас у нее двадцать дочерей, и на каждую хватает любви и материнской заботы.
Когда-то игуменья Марфа носила совсем другое имя и была преуспевающей деловой женщиной. Но оставив все материальные блага в прошлой жизни, она стала послушницей на подворье Марфо-Мариинской обители в селе Долбенкино, а уж потом была назначена игуменией монастыря святой Марии Магдалины.
Организаторские способности и деловые качества матушки Марфы оказались на новом месте служения как нельзя кстати. В монастырском хозяйстве есть и скотный двор, и сад с огородом. Под присмотром игуменьи заканчивается возведение нового монашеского корпуса, где планируют принимать паломников и, если будет надо, беженцев с Украины.
Уже сейчас в обители живут несколько семей из зоны конфликта, которым игуменья помогает с оформлением документов и поиском постоянного жилья. Все происходящее в братской нам стране матушка Марфа принимает очень близко к сердцу – ведь сама она родом из Донецка.
Особая икона
Дозвониться матушке Марфе нелегко. Настоятельница монастыря часто бывает за границей – возит паломнические группы по святым местам.
Однажды в Греции, в одном из храмов, она увидела икону Божией Матери «Геронтисса» (в переводе с греческого «наставница»), которая покровительствует игуменьям. Матушка Марфа молилась перед этим образом, желая, чтобы и в ее монастыре была такая икона. А когда она вернулась в родную обитель, раздался телефонный звонок. Один из благодетелей сообщил, что везет с Афона именно эту икону.
Сестры уверены, что под ее защитой монастырь вернет себе былую славу и будет процветать, как прежде. Этой осенью, например, монахини собрали в возрожденном монастырском саду небывалый урожай яблок и заготовили столько варенья, что смогут им всю зиму угощать гостей и паломников, которым здесь всегда рады.
В блокнот паломнику:
Адрес: Орловская область, Должанский район, с. Никольское.
Тел.: +7 (48672) 2-17-86.
Проезд: от Москвы до г. Ливны можно добраться на междугородном автобусе, который отправляется от станции метро «Теплый Стан», а также от ст. «Красногвардейская». Время в пути около 8 часов. В Ливнах пересесть на автобус, который идет в Долгое, ехать до села Никольское.
На автомобиле двигаться по трассе М2 до Орла, затем свернуть налево на Ливны (см. указатели) и ехать до села Никольское. Время в пути около 7 часов.
О том, как совершить паломническую поездку в ливенский монастырь святой Марии Магдалины, можно узнать на сайте www.maria-magdalina.ru
За основу взят исторический герб, высочайше утвержденный 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: "В верхней части щита герб орловский. В нижней - три летящие перепелки, в золотом поле, которыми сия страна отменно изобилует"
Равноапостольная
Святая Мария Магдалина прославилась своей пламенной любовью ко Христу. Она была родом из богатого тогда галилейского города Магдалы, поэтому ее называют Магдалиной.
До встречи с Христом она была одержима страстями, «семью бесами». Услышав об Учителе и Чудотворце, Мария поспешила к Нему и, припав к ногам, просила об исцелении. Христос простил Марию по ее вере. С тех пор она повсюду следовала за Ним. Мария Магдалина сопутствовала Христу на Его крестном пути, сострадала Ему и утешала Учителя во время Его крестных страданий, присутствовала на погребении. Именно она уговорила других жен прийти рано утром ко гробу Спасителя, чтобы помазать Его тело миром. Господь восхотел, чтобы Мария Магдалина стала свидетельницей Его воскресения. Именно она первой из людей произнесла слова, дающие каждому из нас надежду на спасение: «Христос Воскрес!»
Ее вера на глазах римского императора Тиверия сотворила чудо (белое яйцо вдруг окрасилось в красный цвет) и сделала, казалось, невозможное – император уверовал во Христа и своим указом пригрозил наказывать всякого, кто будет оскорблять и преследовать христиан.
Святой Марии Магдалине молятся об обращении неверующих, о защите от колдовства, о прощении семи смертных грехов, в том числе греха аборта.
Тропарь
Христу нас ради от Девы рождшемуся, честная Магдалино Марие последовала еси, Того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.
День памяти святой - 4 августа
Людмила Николаева, фото Сергея Косцова