Вымоленный у Бога

Роль личности

Вымоленный у Бога

Когда в 1349 году в семье благочестивых Марии и Ивана родился долгожданный ребенок, они еще не знали, что ему суждено стать одним из самых почитаемых русских святых. Вслед за преподобным Макарием Желтоводским мы совершим путешествие от Нижегородской земли

Когда в 1349 году в семье благочестивых Марии и Ивана родился долгожданный ребенок, они еще не знали, что ему суждено стать одним из самых почитаемых русских святых. Вслед за преподобным Макарием Желтоводским мы совершим путешествие от Нижегородской земли, где он родился, до Костромской, где святой упокоился в возрасте 95 лет. 

Вскоре после рождения и крещения сына родители стали замечать одну странную вещь – как только звонили колокола к заутрене (а церковь была по соседству с их домом), малыш начинал плакать и ворочаться.

Однажды отец молвил: «Если бы он перестал плакать, то мы взяли бы его с собой на службу». Внезапно Макарий замолк, а уже в храме он приободрился и начал улыбаться. Тогда-то Мария и Иван поняли, что на их чаде лежит благодать Божия, и стали каждый раз носить его в церковь.

Став отроком, Макарий быстро научился читать церковные книги. Несмотря на всю свою живость, он был мальчиком рассудительным и спокойным – играм предпочитал изучение Евангелия. Узнав о подвижниках-монахах, Макарий решил оставить мир и уйти в монастырь.

 

Самый тихий инок

Для своих монашеских трудов Макарий выбрал Печерскую обитель в трех километрах от Нижнего Новгорода. Не сказав никому ни слова, он покинул отчий дом и отправился в путь. По дороге отрок встретил нищего и предложил ему свою хорошую городскую одежду в обмен на лохмотья. Придя в монастырь, он попросил позвать настоятеля – архимандрита Дионисия. Чтобы не возникло подозрений, мальчик представился безродным странником, который хочет служить Богу. Увидев духовную силу Макария, которому тогда было всего 12 лет, Дионисий постриг его, а затем поселил в своей келье, став для него наставником и отцом.

Будучи кроткого нрава, инок больше молчал, чем говорил, был услужливым, истово молился и вскоре прослыл большим подвижником не только в монастыре, но и за его пределами.

Поняв, что молва ходит о его сыне, отец Макария пришел к нему в обитель, но тот отказался выходить. Тогда на прощание он сказал ему: «Сын мой любимый, спасай свою душу да за нас грешных молись, чтоб и мы по твоим молитвам увидели Царство Небесное».

 

В болотах нижегородских

Слава Макария постепенно росла и стала его тяготить. Поэтому святой покинул обитель в стремлении к пустынножительству. Он долго странствовал по болотам и лесам, пока не вышел к слободе Решма, где поставил себе небольшую хижину. 

Но и тут ему не давали молиться одному: вскоре миряне стали приходить за духовными наставлениями. Иные селились рядом. Тогда Макарий основал здесь монастырь и поставил в нем Богоявленский храм.

Постепенно количество иноков увеличивалось, и обязанности игумена стали тяжелы для смиренной души Макария. Оставив одного из братии настоятелем, он втайне, как и прежде, покинул обитель, отправившись искать новое место для безмолвной молитвы. Минуя Нижний Новгород, он дошел до небольшого Желтого озера, названного так за цвет воды...

 

Великое подвижничество

Надеясь обрести тут уединение, Макарий выстроил себе крохотную келью.

Места эти были заселены некрещеными чувашами и мордвой. Сначала они обходили его жилище стороной, но вскоре увидели, какую скромную и смиренную жизнь ведет монах, и стали по мере сил ему помогать. Тогда же язычники начали обращаться в Православие – Макарий крестил их прямо в водах Желтого озера. 

Вскоре история с Решмой повторилась: поток просителей не иссякал. Так образовалась вторая обитель, а в 1435 году под руководством преподобного Макария в ней был возведен храм во имя Живоначальной Троицы. 

Смирившись с волей Божией, святой не оставил братию и наравне со всеми работал и принимал паломников. Теперь уже имя подвижника стало известно не только простому люду, но и князьям, которые отправляли монастырю богатые дары и приезжали на богомолье.

 

Ханская милость

Просуществовал монастырь после основания недолго: в 1439 году войска татарского хана Улу-Мухаммеда сожгли обитель, побили местное население, а многих, в том числе и Макария, увели пленными в Казань. 

Когда грозный правитель осматривал добычу, то обратил внимание на преподобного. Тогда один из стражников прошептал ему: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников». Тут Мухаммед закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Бог, который есть Один над всеми?» После этого хан приказал отпустить преподобного, а тот, в свою очередь, попросил дать волю и другим узникам. На прощание Мухаммед велел ему уходить в другие места и не возобновлять монастырь на Желтом озере.

Возвращаясь на родину, Макарий остановился на небольшой отдых на берегу Волги, где молился и благодарил Бога за свое освобождение из казанского плена. Место было защищено от ветров, а земля изобиловала источниками. Здесь преподобный завещал основать монастырь. Его волю спустя много лет исполнил инок Макариевской Унженской пустыни Исаия.

 

В северных землях

Макарий вместе с другими странниками отправился в земли Угличского княжества в надежде найти там покой. К тому времени он уже был глубоким 90-летним старцем. Дорога была долгой и тяжелой, многие из путников начали заболевать от усталости и голода. 

Однажды им встретился лось, и охотники попросили благословения убить его. Однако в тот момент был Петров пост, до завершения которого оставалось три дня. Макарий повелел отпустить зверя, сказав: «Имейте веру, и Промысел Божий нас не оставит: в день окончания поста нам опять повстречается этот лось, и тогда мы его съедим во славу Божию. Пока же прошу вас потерпеть эти три дня, и спасет нас Господь от смерти по вере нашей». Так и случилось: в праздник Петра и Павла к ним вышел тот самый лось, которого Макарий благословил в пищу.

Наконец путники дошли до небольшого торгового городка Унженска.

 

В завершение жизненного пути

Макарий чувствовал скорую кончину, поэтому спешил вновь отыскать себе уединенное пустынное место. В 15 км от Унженска он поставил небольшую келью, в которой провел последние годы в молитве и подвижнических трудах. 25 июля 1444 года преподобный отошел ко Господу. Предание гласит, что воздух в окрестностях города наполнился благоуханием, и местные жители поспешили припасть к мощам праведника.

 

Федор Чистяков,

фото автора

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Три святых Филарета в истории Московской духовной академии

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

Почему будущие послы и атташе молятся благоверному Александру Невскому

Супруга, мать, государыня, святая

Супруга, мать, государыня, святая

Революция стерла ее имя со страниц истории. Но сегодня она возвращается к нам во всем блеске и славе молчаливого женского подвига.

Наш он — русский!

Наш он — русский!

Почитание святителя Николая Мирликийского в России