370 лет назад в Россию была принесена одна из величайших святынь православного мира – Влахернская икона Божией матери.
По преданию, образ создал святой апостол и евангелист Лука, и находился он сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме.
Икона выполнена в древней технике воскомастики. Павел Алеппский так описывал ее: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама мастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава».
Святая императрица Евдокия привезла икону в Константинополь, а ее золовка, святая Пульхерия, поместила образ в церкви Богородицы во Влахернах, после чего он и обрел своё название. Именно эту икону в 626 г. нес патриарх Сергий во время крестного хода по стенам Константинополя при осаде его варварами. Это событие мы до сих пор ежегодно вспоминаем в субботу пятой седмицы Великого поста (Суббота Акафиста). Влахернская икона считалась покровительницей Константинополя и византийских императоров. Во время иконоборческих гонений в VIII в. благочестивые люди спрятали святыню в стене храма монастыря Пантократора, где она оставалась почти сто лет. История повторилась в период захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. О дальнейшей судьбе иконы вплоть до середины XVII в. достоверной информации нет. Павел Алеппский пишет: «Когда мы там были [в Константинополе], явилась в подворье Воскресения одна вдова и подарила настоятелю икону Владычицы, известную под именем Влахернской... Женщина рассказала, что нашла её в стене своего дома с горящей перед нею лампадой… Наш владыка патриарх употреблял все старания, предлагая много червонцев, чтобы получить её от упомянутого настоятеля, но напрасно». Игумен предпочел передать древнюю святыню царю Алексею Михайловичу. В записях о царских выходах под 1654 г. записано: «Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви».
Покровительница византийских императоров сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Она была включена в церемониальный царский обиход и литургическую практику Успенского собора. Для образа был изготовлен оклад из золота, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, и золотыми пластинками с текстом, излагавшим предание об иконе. Образ участвовал во всех важных процессиях, царь брал его в военные походы.
Принесение в Москву Влахернской иконы было частью процесса собирания православных святынь русским царсвтом, осознававшим себя Третьим Римом, хранителем Апостольской Веры. Отношение к русскому царю как к будущему освободителю православных народов, а не только надежда на богатую милостыню побуждали греческих иерархов и богатых мирян везти в Москву великие святыни. Икона пострадала в 1812 г., но была отреставрирована и возвращена в Успенский собор, где и находится в настоящее время. В России есть один храм в честь Влахернской иконы Божией Матери – в московских Кузьминках. Его построили Строгановы для подаренного им царем Алексеем Михайловичем списка с чудотворного образа. С 1720 по 1930-е гг. поместье официально называлось Влахернским. Под Дмитровом находится Спасо-Влахернский женский монастырь. Обитель основана в 1861 г. Анной Гавриловной Головиной. Еще один чтимый список с Влахернской иконы находится в Высоко-Петровском монастыре.