Здесь находится икона Пречистой, написанная при ее жизни, здесь проповедовал апостол Павел, здесь закончил свои дни Лазарь четверодневный. И именно на Кипре митрополит стал президентом.
Открыты «сами по себе»
Мы остановились в городе Пафосе, известном своими как античными, так и христианскими святынями. Едва обосновавшись в апартаментах, мы вооружились картой и отправились осматривать местные достопримечательности. Путеводители не обманули: практически все церкви, которые были на нашем пути в этот или последующие дни, были открыты. Причем, как правило, открыты «сами по себе» — без церковнослужителей, музейных смотрителей, прихожан или сторожей. Оно и неудивительно, если на острове нет воровства, к чему охранять то, что к тому же и воровать грешно…
Базилики Пафоса
Практически в центре города, на еще незастроенном месте мы увидели огромную базилику. Это был тогда еще незаконченный центральный собор города Пафоса. Позже мы увидели такие же большие (хотя и менее величественные) базилики в Хлоракасе, Эмбе… Они стояли рядом с древними храмами, в которых служба велась только по особо важным случаям. В Эмбе один прихожанин сказал нам, что такое «массовое» строительство базилик началось недавно, в конце 90-х годов, и ведется оно на «туристические» деньги от департамента древностей. «Да, вот она польза неотделения церкви от государства», — подумали мы.
Удивительные встречи на рынке
Побродив по центру города, зашли на рынок. И, конечно же, об этом не стоило упоминать в этой статье, если бы не рыночные торговцы. Баклажаны и бами (зеленый стручок с приятным нежным вкусом после обжаривания) мы купили у кипрского священника, а спелые кактусы-опунции у учителя. Последний оказался очень словоохотливым и дружелюбным (впрочем, как и все киприоты) человеком. Узнав откуда мы и что хотим посмотреть, он сказал, что поет на клиросе, предложил дружить приходами и ездить к друг другу в гости… Еще сказал, что у киприотов принято продавать на рынке излишки своего хозяйства и при этом неважно, кто ты — священник, учитель, шофер или кто-то еще. «Да, попробовал бы наш российский батюшка торговать на рынке, да еще и в рясе», — пофантазировали мы и пошли дальше гулять по городу.
Идешь-идешь по улице Посейдона из конца к середине и все время видишь впереди, чуть справа, церковный крест. А перед Аквариумом, когда вам надо свернуть к церкви, вы как раз и прекращаете видеть крест и кажется, будто церковь пропала.
Посмотреть на нее весьма интересно. Церковное здание построено в 1923 году, но довольно удачно стилизовано под ранние крестово-купольные храмы.
Поднявшись по высокой лестнице, мы оказались у входа в храм. Справа под стеклом висело написанное шариковой ручкой расписание служб, из которого мы поняли, что в этом храме служат часто (хоть и не каждый день) и что церковные стили русской и кипрской церквей не совпадают — у нас служат «по старому», у них — «по новому» стилю. В храме было малолюдно, человек 10–12, женщины и мужчины средних лет. На клиросе пели одни мужчины, на два голоса, их было, помнится, четверо. Наше появление, как ни странно, вызвало в храме удивление. Конечно, на нас не показывали пальцами, но косились весьма откровенно. Может быть, «чужаки» в этом храме в принципе редкость, а может быть, вопрос вызывал наш вполне православный вид — кроме традиционной женской одежды, в отличие от местных прихожанок мы были в платках. Впрочем, вскоре на нас перестали обращать внимание.
Венчание по-кипрски
Служба окончилась, а народу в храме прибыло. Оказалось, что вот-вот будет венчание (заметьте, вечером, а не после Литургии, как у нас). В храм влетела молоденькая киприотка, одетая так, как будто она собиралась на пляж, — короткие облегающие шортики и очень открытая кофта — и стала расставлять по храму искусственные цветы — в вазонах, в кашпо… Вскоре появились молодые.
Обратный путь до Пафоса был очень уж неблизкий. Хотя… о том отказе мы до сих пор жалеем.
На следующий день мы решили, что пришло время посмотреть знаменитый Троодос — горную местность в центральном Кипре, славную своими монастырями и красивейшими видами. В качестве способа передвижения мы выбрали такси — машину вести мы не умели, а автобус с заданной экскурсионной программой и лимитированным временем просмотра нас как-то совсем не вдохновлял. Но такси еще предстояло найти и заказать. Владелец наших апартаментов, узнав, что мы хотим посмотреть, первым делом сказал, что нам надо быть соответствующим образом одетыми — в платках, юбках, закрывающих колени, и закрытых кофтах. Мы в общем-то не возражали, хотя и удивились такой строгости после посещения местного храма.
Как дома
Итак, мы отправились в Троодос на такси. Наш замечательный водитель предлагает сделать очередную незапланированную остановку в небольшом женском монастыре Богоматери Трикуккя (всего на Кипре 12 действующих монастырей). Мы выходим из машины и видим… большой немного разрушенный «сарай».
Разрушения монастыря, по словам нашего водителя-гида, остались еще с недавней (на тот момент почти 30-летней давности) войны с турками-киприотами, поддержанными регулярной турецкой армией.
Благословенный Омодас
Следующей остановкой был Омодас. Большая церковь. Внутри нее красивая резная сень, чудотворный серебряный крест в виде меча в местном ряду иконостаса… Здесь мы не одни. Многие прикладываются к кресту, осматривают сень. В селении очень оживленно: и здесь идет подготовка к свадьбе. Всю главную улицу — от шоссе до храма — занимает длинный составной стол. Наш водитель с гордостью объясняет — гулять будет все село, человек 300. «Да и у нас так было», — с грустью подумали мы и поехали дальше.
На пути известнейший монастырь Богородицы Троодитиссы, основанный в XII веке. Здесь, в монастыре, хранится чудотворный кожаный Пояс, и женщины, страдающие бесплодием, надевают Пояс, прикасаются к святыне и просят Пресвятую Деву вымолить им ребенка (для того чтобы надеть Пояс, нужно приехать в монастырь до 9 утра (это время наиболее удобно для монахов), обратиться к настоятелю монастыря, и, если брак венчанный, пояс наденут на женщину со специальной молитвой на рождение здорового ребенка).
Наше путешествие завершает посещение Киккского монастыря — самого известного и богатого монастыря Кипра. Музей, своя винодельня… В монастыре многолюдно и красочно, много мозаик. Икона Киккской-Милостивой Божией Матери в иконостасе закрыта пологом. К ней и стремятся паломники.
Недалеко от обители могила архиепископа Макариоса, совмещавшего высшую светскую и духовную власть. Около могилы — почетный караул, состоящий из молоденьких, кажется, невооруженных военных. Водитель говорит, что в народе Макариоса чтят как святого.
Запал нам в сердце один случай. Были мы в небольшом селении Эмба. В тамошнем храме начиналась служба. Зазвенел колокол. Беззаботно щебечущая группка женщин и девушек, сидевшая на открытой веранде, вдруг замолчала. Все они встали, повернулись на восток и перекрестились. Просто, без лишних слов, на колокольный звон. Вернется ли к нам эта простота и обыденность традиций в лучшем значении этого слова?