Путешествуя по Македонии, разглядывая встречающийся повсеместно флаг этого небольшого православного государства, мне пришла в голову мысль, что это настоящая «Страна незаходящего солнца», где отовсюду, в любое время суток нам светит Солнце Правды – Господь Иисус Христос. Здесь не заходит солнце доброты и гостеприимства людей, чья любовь к русским и России трогает до слез. В этой земле взошло солнце славянского просвещения, дарованного равноапостольными Климентом и Наумом Охридскими. Каждый день в Македонии — как новый рассвет, наполненный светом прекрасной истории, древних традиций и душевной теплоты.
Посетить Охрид — место подвигов, трудов и упокоения святых учителей и просветителей славян Климента и Наума — и поклониться их честным мощам, было моим давним желанием. И когда появилась возможность поехать в Македонию, то это стало большой радостью. Дело в том, что святые седьмочисленные просветители, как их называют на Балканах, – Кирилл, Мефодий, Наум, Климент, Ангеларий, Горазд и Савва – очень помогли мне во время учёбы в духовной семинарии. И когда меня спрашивают, кому молиться, чтобы учеба шла на пользу, советую просить нашего родного преподобного Сергия Радонежского, но и не забывать о семи святых просветителях славян.
Святые Седмочисленники. Фреска монастыря святого Наума на Охридском озере.
Святые помогают не только учащимся и преподавателям, но и всем, кому интересен мир Православия, церковное искусство, история.
Тем, кто любит паломничать и молиться, постараюсь подробно рассказать о поездке.
Республика Северная Македония — государство на Балканском полуострове в Юго-Восточной Европе. Часть бывшей Югославии. Площадь РСМ составляет 25,4 тыс. км². Граничит с Сербией (в т.ч. с Автономным краем Косово и Метохия), Болгарией, Грецией, Албанией. Население около 2 млн. человек.
Из всех российских регионов РСМ по многим параметрам похожа на Республику Крым. Их объединяют размер территории, численность населения, климат, рельеф, национально-религиозный состав, история, структура сельского хозяйства. Только Крым со всех сторон окружен морем, а у РСМ выхода к морю нет.
Столица РСМ — Скопье. Официальный язык — македонский (также широко используется албанский), алфавит кириллический. В стране преобладает умеренно-континентальный климат с жарким сухим летом (до +35°C) и мягкой зимой (редко ниже -5°C). Высокогорье отличается более прохладной погодой и обильными снегопадами. Рельеф преимущественно горный, с живописными долинами и озёрами. Основной религией является православное христианство (около 65% населения), за которым следует ислам (33%), исповедуемый преимущественно албанской общиной. Экономика РСМ развивается в основном за счёт сельского хозяйства, текстильной промышленности и туризма. Транспортная система включает автобусное сообщение, железные дороги и аэропорты.
Валюта — македонский денар (MKD). На начало 2025 года обменный курс составляет примерно 1 руб. 60 копеек к 1 денару.
РСМ является членом ООН, НАТО (с 2020 года) и стремится к вступлению в Европейский союз.
ВИЗЫ
С июня 2024 года между нашими странами введен визовый режим. Тем, у кого есть шенгенская виза, можно въезжать в Македонию беспрепятственно.
Мы же пошли в посольство Республики Северная Македония в Москве, заполнили заявление, оплатили 60 евро за каждый паспорт, отдали необходимые документы, включая сам загранпаспорт, и получили визы через три недели.
ПЕРЕЛЁТ
Прямых рейсов из Москвы до Скопье сейчас нет. Самые удобные пересадки – в Белграде и Стамбуле. Изучая варианты, мы сравнивали стоимость и время ожидания в промежуточном аэропорту. Выбрали Стамбул. Всего полтора часа до вылета в Скопье, и лететь потом еще столько же.
Будьте внимательны во время покупки билета через Стамбул. Там два аэропорта – старый и новый. Дорога между ними непростая, может занять до двух часов. Чтобы не опоздать на пересадочный рейс, будьте уверены, что у вас много времени, или выбирайте рейс с пересадкой в одном аэропорту.
Мы летели через новый аэропорт – удобный, красивый, с вай-фаем, но очень большой! Просто огромный. Хаб, одним словом. Бесчисленное количество рукавов по 20 и более выходов в каждом. Навигация хорошая, но за временем надо следить, не отвлекаться.
ВСТРЕЧА В СКОПЬЕ
Мы вылетели из Москвы в 13:45. Разница во времени с Македонией – два часа.
Приземлились в аэропорту Скопье в 19:45. Маленький уютный аэропорт. Радость встречи. На улице тепло. Минут за 40 добрались до гостиницы в самом центре столицы, у Российского посольства. Рядом – кафедральный собор святителя Климента!
Что удивило – светящийся Крест на горе! Потом мы видели это и в других городах. Иногда не один, не два, а на всех вершинах вокруг города. Замечательно!
Крест Тысячелетия высотой 66 метров установлен на вершине горы Водно в Скопье в 2002 году. Крест возведен в память о 2000-летнем существовании христианства в Македонии. Проект инициирован Македонской Православной Церковью и поддержан правительством Республики. Крест стоит на платформе из 12 колонн, символизирующих 12 апостолов. Внутри есть лифт, ведущий на верхний уровень конструкции с видом на Скопье. Памятник доминирует над столицей Македонии и виден из всех районов города. В 2011 г. к Кресту тысячелетия подведена канатная дорога протяженностью 1750 метров. В 2014 г. российские специалисты обновили покрытие креста и установили на нем новую подсветку.
Крест Миллениум на горе Водно
https://commons.wikimedia.org
Гостиница скромная, как и просили. Есть всё необходимое. Вокруг тихо, только доносятся издалека звуки национальной музыки. Недалеко находится квартал с ресторанами. Сегодня суббота. Люди отдыхают…
ЛИТУРГИЯ В МАРКОВОМ МОНАСТЫРЕ
Воскресенье. В 8 утра выехали на службу. Увидели гору, на которой светился Крест – гора Водно. У её подножья и находится Скопье. Крест виден невооруженным глазом – высокий!
Минут 30 ехали до монастыря. Красиво вокруг, конечно: и дорога, и домики под терракотовыми крышами, и природа…
Марков монастырь
Монастырь великомученика Димитрия Солунского, больше известный как Марков монастырь, находится в 20 км к югу от Скопье.
Наиболее важным из сохранившихся исторических свидетельств в монастыре, получившем свое второе название от героя балканского фольклора королевича Марко, является надпись над южным входом в кафоликон: «Обнови ся овой пребожествен храм святого великомученика Христова, победоносца и чудотворца Димитрия, со усердием и попечением благоверного короля Волкашина с благоверной королевой Еленой и много возлюбленными их дочерьми и сыновьями, благоверным королем Марко и Андреашем, Иванишем и Димитром, в год 1377».
В храме полностью сохранился изначальный иконостас, включающий в себя каменные столбы с капителями, украшенными орнаментом.
Игуменом обители с 1801 по 1818 год служил выдающийся македонский просветитель, преподобный Кирилл (Пейчинович), чьи мощи почивают в Лешокском монастыре под Тетово. В Марковом монастыре он составил свой сборник молитв и поучений, а также основал школу.
Наиболее ценная художественная композиция монастыря – фреска «Плач Рахили».
В получасе езды от обители св. Димитрия находится археологический комплекс «Градиште» в селе Таор, где был рожден св. император Юстиниан I.
Координаты Маркова монастыря: 41.8935, 21.4023
Богослужение на одном дыхании. Македонский и церковно-славянский звучат попеременно и очень гармонично. Храм полон. Почти все причащаются. Интересно, что исповеди на Литургии нет. Традиция другая – исповедоваться в другое время, не отвлекаться от Богослужения.
Храм вмч. Димитрия Солунского в Марковом монастыре
В храме холодно. Не только здесь, повсеместно. Редко, где есть отопление. Поэтому надо тепло одеваться и хорошо молиться.
После службы выглянуло солнце! Мы вышли на улицу. Прихожане не расходятся, тихонько общаются, сестры разносят чай или кофе. Всем очень интересно подойти к нам, русским. Поэтому очень быстро налаживаются контакты, завязывается разговор. Из интересных вопросов вспоминаю такой – как в Русской Православной Церкви организовано окормление военнослужащих? Опыт нашей Церкви очень интересен православным македонцам. Надо сказать, что во время поездки нам задавали много вопросов о взаимодействии Церкви и государства.
Батюшка провел нас по монастырю, показал святыни, сохранившиеся фрески XIV века, музей… и мы поехали в Скопье. Впереди было знакомство со столицей.
ВАРДАР. КАЛЕ. ЧАРШИЯ.
Скопско Кале – крепость в городе Скопье
Скопье – древний город. Об этом свидетельствует неприступная крепость Кале на каменной возвышенности в самом центре города. У подножия скалы под крепостью течет река Вардар, на берегу которой расположился Старый базар Чаршия. Это и есть историческая часть Скопье. Здесь сконцентрировано всё, что необходимо приезжим – обменники, магазинчики, сувениры, рестораны, кофейни… Здесь приятно погулять, отсюда можно полюбоваться красивым балканским пейзажем.
Современный центр города находится рядом, надо просто перейти по древнему Каменному мосту на западный берег.
Река Вардар — сердце страны. Это одна из главных рек Северной Македонии и Греции, протяженностью около 388 км. и площадью водосборного бассейна под 25 тыс. км². В Греции её называют Аксиос, что означает «достойный» или «ценный». Под именем Аксиос река упоминается Гомером в Илиаде. Исток Вардара находится в горах Шар-Планина, а впадает он в Эгейское море недалеко от столицы исторического региона Македония – греческого города Салоники. Вардар играет ключевую роль в жизни региона: его воды используются для орошения сельскохозяйственных угодий, а долина реки является важным транспортным коридором, связывающим Балканы с Эгейским побережьем. Сегодня эта водная артерия остается символом Македонии, географически в основном совпадающим с бассейном Вардара. Образ этой реки используется в культуре и искусстве Северной Македонии, Греции и даже Турции как олицетворение природного богатства и исторического наследия.
Новый центр Скопье – калейдоскоп памятников, напоминающих о цивилизациях и империях прошлого. Здесь и сидящие на тронах цари Самуил и Юстиниан, выполненные в белом мраморе и, конечно, Александр Македонский – всадник на коне в центре площади. Фонтаны, львы, множество скульптур мудрецов и героев Древней Греции, Византии, Римской империи и даже светские деятели недавнего прошлого. Вдоль берега Вардара возведены дворцы, в которых находятся музеи, выставочные площади и администрация.
На восточном берегу, в старой части города, за современными зданиями дворцового типа просматриваются и древние постройки, и православные храмы в византийском стиле. Внешне они выглядят, как будто их только что отреставрировали. Это недалеко от правды. Внутри же – заботливо сохраненные старые фрески и иконостасы.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Скопье
Так выглядит и храм Рождества Пресвятой Богородицы, куда недавно привезли копию иконы Божией Матери «Троеручица», выполненную на Афоне. Мы познакомились с настоятелем, поклонились Божией Матери, и на этом завершился второй день знакомства с достопримечательностями гостеприимного Скопье.
Памятник святителю Николаю Чудотворцу в Скопье
Архитектура православных храмов, построенных в Македонии, Болгарии и Сербии в период Османского владычества, формировалась в условиях ограничений, наложенных властями. Турки, если и разрешали строить новые храмы, то при условии, что они не могли быть выше окружающих мусульманских построек, не должны были иметь колокольни, располагались на окраинах или в малозаметных местах. Чтобы обходить эти запреты, христиане часто заглубляли храмы в землю (строили ниже уровня улицы), прятали за высокими стенами, максимально упрощали фасады, избегали характерных православных элементов и богатого декора. В отдельных случаях храмы маскировались под светские здания: жилые дома или склады. Например, в сербском городе Лесковац, находящемся недалеко от Македонии, есть Старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1803 года постройки, также известная как «Оджаклия» (Церковь с очагом). Чтобы не вызывать подозрений у турецкой администрации, все время строительства храм маскировали под дом настоятеля с печью и дымовой трубой (из-за теплого климата храмы на Балканах чаще всего строят неотапливаемыми и печей не имеют).
ГОРА ВОДНО. ФРЕСКИ XII ВЕКА.
Утру понедельника дал старт колокольный звон – началась Литургия в кафедральном соборе св. Климента. Сегодня служили на церковно-славянском. Только Евангелие читали по-македонски. По некоторым знакомым словам вспоминается отрывок полностью и сердцу становится теплее.
Кафедральный собор святого Климента Охридского в Скопье
Священник на Великом входе несёт Евангелие через центр храма, кланяется иконе Спасителя, мощам прп. Иоанникия Ракотинского и заходит в алтарь. Как прекрасно Вселенское Православие! В каждой Церкви есть свои уникальные обрядовые особенности, украшающие Богослужение.
Будний день. Людей мало. Мужчин больше, чем женщин.
На пении «Святый Боже…» в храм через двери залетел белый голубь! Ходил по центру храма минут пятнадцать, а вылетел на возгласе «изыдите, оглашенные…»! Забавно получилось.
Сегодня у нас поездка на гору Водно, ту самую, на вершине которой стоит сияющий Крест Тысячелетия. Здесь находится искусственное горное озеро, образованное плотиной в красивейшем каньоне Матка. Но главное – на этой горе издревле селились монахи и строились монастыри.
В одном из них наша первая остановка. Это мужская обитель во имя великомученика и целителя Пантелеимона в селе Горно Нерези на высоте 602 м над уровнем моря.
Монастырь вмч. Пантелеимона в Горно Нерези
Главный храм монастыря построил в 1164 году внук и тезка византийского императора Алексея I Комнина Алексей Комнин Ангел. Об этом свидетельствует надпись на мраморной перемычке между притвором и нефом церкви, которая гласит: «Сей храм святого и славного великомученика Пантелеимона сооружен (изукрашен) иждивением господина Алексея Комнина и сына порфирородной госпожи Феодоры в сентябре месяце 13 индикта 6673 года при игумене монахе Иоанникии».
Фрески Нерези, особенно сцена «Оплакивание Христа», отличаются глубокой эмоциональностью. Лица святых выражают скорбь, что было нетипично для византийских канонов с присущей им иератичностью, бесстрастностью. Это дало повод отнести росписи обители к тому, что историки искусства называют «предвозрождением». Ведь созданы они были за 140 лет до Джотто, первого художника итальянского Ренессанса.
Нерези являлся важным просветительским центром, в нем работал скрипторий и сформировалась богатая библиотека, которая после 1918 г. была вывезена в Белград. К сожалению, много рукописей из книжного собрания Пантелеимонова монастыря сгорело во время немецкой бомбардировки столицы Югославии 6 апреля 1941 г.
В нач. ХХ в. в Нерези проживало довольно много монахов. После революции здесь поселилось и несколько русских иноков, в т.ч. старец Аггей из Валаамского монастыря. В 1948 г. по распоряжению коммунистов обитель была закрыта, на ее территории разместился музей. В 1994 г. Церкви разрешили проводить в храме богослужения, но в других помещениях продолжал работать ресторан. В октябре 2015 г. было принято решение возродить в Нерези монашескую жизнь.
Координаты монастыря: 41.9770, 21.3742
Монастырь вмч. Пантелеимона в Горно Нерези
Экскурсию по обители провел монах Пантелеимон. На нас смотрят святые с великолепных фресок XII века. И за это мы должны сказать спасибо в том числе нашим соотечественникам. Ведь к началу XX в. основной объем церкви был записан. И лишь в 1922 г. русский искусствовед, историк искусства и архитектуры, в тот момент — профессор философского факультета Белградского университета, Николай Львович Окунев осуществил раскрытие первоначальной декорации св. Пантелеимона. Любопытно, что на иконографическую программу росписи Нерези оказал влияние богословский спор середины XII в. о том, может ли Христос, будучи Жертвой, в то же время принимать Ее наравне с Отцом и со Св. Духом.
По окончании экскурсии нас ждал теплый прием в покоях настоятеля. К кофе подают великолепный овечий сыр, который производит братия монастыря. Со смотровой площадки открывается завораживающий вид на лежащий у подножья горы Скопье.
Каньон Матка — одно из самых живописных природных мест Македонии. Расположенное всего в 15 километрах от столицы, это место сочетает в себе красоту природы, историческое наследие и духовное наполнение. Огромная плотина электростанции на реке Треска в 1938 г. сформировала искусственное озеро, которое идеально вписалось в ландшафт каньона, создав живописные виды. Вода здесь чистая и спокойная, что делает ее популярной для катания на лодках и каяках. Каньон славится своими пещерами. Самая известная — Врело, которая считается одной из самых глубоких подводных пещер в Европе.
Каньон Матка
Уступы каньона Матка скрывают в себе свою малую Святую гору, поскольку в труднодоступных местах этого живописного ущелья в течение долгих лет создавались и обустраивались многочисленные церкви, монастыри, монашеские скиты и пещерные кельи.
Мы посетили лишь один из них, но весьма примечательный.
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы один из старейших в регионе, основан в XIV веке. Монастырская церковь была возведена около 1337 г. неким Бойко, сыном правительницы Даницы, которая владела местностью Матка. 160 лет спустя некая госпожа Милица обнаружила церковь, стоящую в запустении, без крыши, и из своих средств профинансировала возведение новой кровли и обновление росписи, а также возведение притвора. В храме пребывает чудотворная икона Божией Матери.
Координаты монастыря: ,
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Каньоне Матка
Сестры и послушницы Успенского монастыря работают в пошивочной мастерской церковных облачений. Здесь шьют фелони, епитрахили, орари, поручи, палицы, набедренники, воздухи, покровцы. Вышивка на тканях часто исполнена на основе традиционных македонских орнаментов, что делает их уникальными. Дизайнеры мастерской изучают и оцифровывают узоры со старинных балканских книжных миниатюр и стен древних храмов, тем самым сохраняя и придавая новую жизнь угасающей традиции.
Продукция пошивочной мастерской Успенского монастыря
Рядом с мастерской есть маленький магазинчик. Здесь и облачения для священников, и очень красивые сувениры, которых нигде больше не купишь. Что сказать… Я не смогла пройти мимо сумки-шопера с вышитым рисунком с напольной мозаики античных времен, найденной во время раскопок недалеко от Скопье.
«И́мже о́бразомъ жела́етъ еле́нь на исто́чники водны́я, си́це жела́етъ душа́ моя́ къ Тебѣ́, Бо́же» (Пс.41)
ТЕТОВО. ЛЕШОКСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.
Интерес русских верующих к Македонии связан в том числе с тем, что после большевистского переворота в России здесь нашли приют многие наши соотечественники, в том числе православные архиереи, священники и монахи.
О русских монахах в Македонии читайте подробнее в статье "Течение совершил, веру сохранил..."
Им суждено было подвизаться на Балканах и упокоиться далеко от родины. Но в этом был особый Промысел Божий – они восстановили почти угасшую после многовекового турецкого владычества монашескую жизнь, отшельничество, исихастскую традицию, иконопись. Их память чтут в македонских монастырях, почитают в народе.
Так, в районе города Тетово, в получасе ходьбы в гору от мужского Лешокского монастыря, находятся руины старого храма и могила чтимого местным населением русского монаха Феодорита (†1939).
Лешокский монастырь находится в 10 км от города Тетово, у юго-восточного склона горы Шар-Планина, на высоте более 610 м над уровнем моря. За счет своего чистого здорового воздуха окрестности монастыря считаются курортной зоной. Первоначально монастырь был основан в 1321 году епископом Положским Антонием. Окончательным своим заселением и благоустройством, когда обитель приняла нынешний вид, монастырь обязан прп. Кириллу (Пейчиновичу), в 1818 году прибывшему сюда со Святой Горы. В то время Лешок начал превращаться в крупный центр книжности и просвещения.
На протяжении своей истории монастырь дважды подвергался разорению: в первый раз – в 1690 году, когда турки разрушили монастырь полностью, во второй раз – во время военного конфликта 2001 года, когда была взорвана монастырская церковь святителя Афанасия. Храм был восстановлен в 2006 году.
Координаты монастыря: ,
Настоятель монастыря, митрополит Тетовско-Гостиварский Иосиф, провел нас в храм святителя Афанасия Александрийского, где мы поклонились мощам прп. Кирилла Лешокского. Величественный храм в византийском стиле был построен в 1920-х гг. по проекту русского архитектора Василия Михайловича Андросова, много трудившегося в межвоенной Югославии. После трагедии 2001 года Афанасьевская церковь была восстановлена в прежних формах.
Храм святителя Афанасия Александрийского в Лешокском монастыре
Владыка Иосиф показал нам памятник русским монахам. Он представляет собой большой восьмиконечный крест из серого камня. Это подарок Посольства России.
Выезжая из монастыря, который стоит под горой, мы опять увидели большой крест на вершине. «За горой – Косово», — сказал настоятель. Господи, спаси и сохрани православных в Косово!
ОХРИД. МОЛИТВА НА ОЗЕРЕ.
Едем в Охрид! В Македонии всё близко. Тетово, где мы только что были, –минутах в 30 от Скопье, по пути на Охридское озеро. Ехать до него пару часов. Любуемся красотой македонских сел со старинными постройками из камня, и хозяйственностью албанских поселений, где идёт бурное строительство, стоят аккуратные мечети, небольшие фабрики, овощные базары…
Мы едем с северо-запада на юг, там – вдоль границы с Грецией – в древности проходила одна из важнейших римских дорог «Виа Эгнатия», которая соединяла Восток и Запад. На обратном пути мы будем ехать рядом с ней и видеть те же горы, что видел апостол Павел!
Несколько подъемов на горные плато – и мы в Охриде!
Охрид построен на месте античной колонии Лихнид (Лихнис, Лихнидос, Лихнидион) известной ещё с III века до н. э. Впрочем, археологи установили, что крепость царя Самуила была построена на месте более раннего укрепления, датируемого IV веком до н. э., т.е. эпохой Филиппа II, отца Александра Македонского. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из античных построек сохранились только мраморные столбы.
К началу VI века регион заселяется славянами. В середине IX века город входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (топоним «Охрид» впервые упоминается в 879 году). С 990 по 1015 год Охрид был столицей Болгарского царства, резиденцией патриарха. В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия св. Климент, основавший здесь по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде был создан кириллический алфавит. С 1395 по 1912 г. в составе Османской империи. С 1912 по 1991 г. – в составе Сербии/КСХС/Югославии.
На первый взгляд – обычный курортный городок с четкими линиями 2-3-х этажных гостиниц вдоль берега… Но как только выйдешь на набережную, словно попадаешь в древнюю морскую бухту!… Крепость на возвышенности, бесчисленные храмы (по предание их здесь было 365 – на каждый день года), серебряная с голубым отливом гладь озера, домики с терракотовыми крышами и кресты на горных вершинах…
И это только беглый взгляд, так как до захода солнца нам надо успеть доехать до южного берега – к монастырю святого Наума.
Как и ожидалось – попали в рай на земле. Дивный древний храм, тишина, красота, павлины, гладь святого озера…
Монастырь Святого Наума на Охридском озере
Монастырь Святого Наума на Охридском озере
Внутри храма святых Архангелов XVI–XVII вв. сохранились элементы более древнего, VI в., – колонна, пол, элементы каменного иконостаса… И здесь же скромная могилка преподобного Наума – мощи находятся под спудом на месте захоронения в храме.
Мощи Святого Наума
Известно, что святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) очень почитал преподобного Наума. В Шанхае святитель Иоанн приходил к психиатрическим больным с иконой св. Наума Охридского, освященной на могиле святого. Промыслительно святитель Иоанн упокоился в день памяти прп. Наума, 2 июля 1966 г.
При спуске к озеру, почти у берега, увидели деревянную скульптуру святого Наума. Фигура вырезана из старого дерева, росшего и состарившегося здесь. Корни дерева-скульптуры уходят в землю – святитель Наум родился и вырос на этой земле, совершал свои подвиги и поднялся на небо ко Господу тоже здесь… Мудро.
Возвращаемся в Охрид и первым делом едем к месту подвигов и упокоения святителя Климента. Здесь также, под крышей храма святого Пантелеимона и святого Климента, построенного в начале XXI века, сохранились элементы древней базилики c несколькими фресками…
Храм вмч. Пантелеимона и свт. Климента
Мраморный саркофаг с мощами св. Климента находится точно над местом его первоначального захоронения, ныне защищенным стеклом.
Мощи святителя Климента Охридского
https://pravoslavie.ru/99267.html
600 лет мощи равноапостольного Климента пребывали в другом месте, неподалеку. После захвата Охрида турками в 1394 г. и разрушения Пантелеимонова монастыря раку с мощами перенесли в церковь Пресвятой Богородицы Перивлепты, благодаря чему этот храм стала называться «святой Климент Новый». Богоматерь Перивлепта обязательна к посещению в Охриде. Прекрасно сохранившийся ансамбль фресок Михаила Астрапы и Евтихия XIV века представляют собой эталонный образец т.н. палеологовского возрождения — последнего взлёта культуры в Византии.
Храм Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде
Храм Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде
У места нахождения мощей св. Климента в Перивлепте находим деревянную икону святителя Николая Сербского, епископа Охридского. Его книга «Молитвы на озере» издается в России и любима многими. По дороге в монастырь прп.Наума мы выбирали, какую молитву свт. Николая почитаем на берегу…
Читайте о жизни и трудах святителя Николая Сербского в Македонии в статье "Молитвенник на озере"
В комплекс храма Богородицы Перивлепты входит Иконная галерея – небольшой, но прекрасный музей древних и очень ценных икон из охридских храмов.
Вообще, Охрид – культурный центр Македонии. Здесь постоянно ведутся раскопки, сохранились древние храмы и фрески. Археологический комплекс Плаошник будет интересен любителям старины.
Особого внимания заслуживает собор Софии Премудрости Божией XI века. Этот значительных размеров храм необычной Т-образной формы служил кафедрой для Охридских архиепископов вплоть до османского завоевания, после которого был обращен в мечеть. Несмотря на это большинство росписей дошло до наших дней.
Собор св. Софии Премудрости Божией в Охриде
Собор св. Софии Премудрости Божией в Охриде
День заканчивается, солнце заходит, храмы закрываются, на мысу ярко подсвечен храм св. Иоанна Богослова Канео – визитная карточка Охрида, на вершинах гор появляются светящиеся кресты… В Охриде их целых четыре!
РУССКАЯ БИТОЛА. ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ.
С 1920-го Охридской, а с 1931-го и Битольской епархиями управлял ныне прославленный во святых еп. Николай Велимирович (†1956).
В 1927 году в Битольскую духовную семинарию был направлен преподавателем иеромонах Иоанн (Максимович), будущий святитель Шанхайский и Сан-Францисский.
Иеромонах Иоанн (Максимович) в Югославии
Владыка Николай очень любил этого смиренного русского монаха и часто повторял: «Если вы хотите увидеть живого святого, поезжайте в Битолу, к отцу Иоанну».
Главным местом русского присутствия в Битоле является храм Святой Троицы. Его так и называют – «Русская церковь».
Святитель Иоанн служил здесь с 1929 по 1934 г.
Храм Святой Троицы в Битоле – «Руска Црква»
https://citaj.be/ruska-crkva-go-praznuva-sveti-jovan-sangajski/
Здесь находится частичка его мощей и, прямо у иконостаса, за стеклом, хранится его облачение. С большим теплом и гордостью настоятель и прихожане делятся историей пребывания святого Иоанна в Битоле и служении его в Троицком храме.
Храм Святой Троицы в Битоле – «Руска Црква»
Иерейское облачение свт. Иоанна Шанхайского в Троицкой церкви Битолы
https://citaj.be/ruska-crkva-go-praznuva-sveti-jovan-sangajski/
В Битоле есть еще одно памятное место, связанное с Россией. Это мемориал в виде большого креста, воздвигнутого на месте трагической гибели русского консула А.А. Ростковского в 1903 году.
Крест-памятник на месте убийства А.А. Ростковского в Битоле
Александр Аркадьевич Ростковский (1860 — 1903) русский дипломат, служил консулом Российской Империи в Битоле с 1901 г. Александр Аркадьевич защищал христианское население Македонии от притеснений, что вызывало недовольство местных властей. 8 августа 1903 г., в разгар Илинденского восстания, на въезде в город постовой жандарм (этнический албанец) не отдал Ростковскому установленной для дипломатов чести, а затем застрелил его. Убийство вызвало международный скандал. Из Севастополя к берегам Турции вышла русская военная эскадра из 14 кораблей. Османские власти немедленно казнили убийцу и его сообщника, а султан Абдул-Хамид II принес извинения императору Николаю ІІ. На месте гибели консула был сразу водружен крест – сначала деревянный, затем каменный. В 1948 г. коммунисты демонтировали памятник. В 2003 г. он был восстановлен уже из металла.
Гибель А.А. Ростковского стала символом борьбы за права христиан на Балканах и отразила обострение Восточного вопроса в начале XX века.
Православная Битола активно развивается. Восстанавливаются древние обители, растут новые храмы. Епархия носит очень красивое название – Преспанская и Пелагонийская. Возглавляется она митрополитом Петром (Каревским), одним из самых уважаемых архиереев Македонской Православной Церкви.
К слову, при турках, вплоть до 1913 г. город официально назывался так, как его издавна именовали греки – Манастири. Что является кальковым переводом славянского слова Битола, ведь «Битола» это всем хорошо знакомое слово «обитель».
Церковь св. Лидии в комплексе строящегося собора Всех Македонских Святых в Битоле
ПРИЛЕП. ВАРОШ. ЗРЗЕ.
Этот день был удивительным. Впрочем, как и каждый день в Македонии – службы в древних монастырях, знакомства с интересными людьми, пересечения с русским Православием и красота природы!
Начинался он с Божественной литургии в престольный праздник Архангела Михаила и всех небесных сил бесплотных в одноименном женском монастыре в пригороде Прилепа. Обитель находится на крутом горном склоне, к монастырским воротам можно подняться только пешком, по мощеной булыжником дороге.
Монастырь святых Архангелов в Вароше (Прилеп)
Основание монастыря относится к X веку, храм Архистратига Михаила был надстроен на втором уровне в XII столетии. В древности монастырь был мужским, но сейчас восстанавливается как женский. В храме частично сохранились фрески XIII века.
Монастырь святых Архангелов в Вароше (Прилеп)
Совсем рядом – у подножия горы, в селе Варош, – находится храм святителя Николая XIII века. Приходской храм обошли стороной уничтожения и перестройки в ходе завоеваний и борьбы с религией. Сегодня эта маленькая уютная церковь – важный духовный центр епархии.
Храм свт. Николая в Вароше (Прилеп)
Варош — пригород Прилепа, находящийся на месте средневекового города у подножия холма Маркови-Кули. Собственно Прилеп вырос из Вароша, который был посадом при Марковой крепости. Одна из версий происхождения названия «Прилеп» связана с тем, что селение как бы прилипало к крепости. В период правления царя Самуила здесь была воздвигнута крепость. При короле Вукашине Варош становится столицей его владений, а при его сыне, королевиче Марко, которого мы помним по Марковому монастырю около Скопье, — епископской кафедрой. Маркова крепость, расположенная на высоком холме вулканического происхождения, по своим размерам входит в число крупнейших фортификаций Балканского региона. Монастырь Архангелов соединен с ней лестницами, высеченными в скале. В Вароше был расположен комплекс из 77 церквей, возведённых в раннехристианскую эпоху. Варош является второй по значимости колыбелью христианства и славянской культуры в Македонии после Охрида. В монастыре Архангелов ученые обнаружили одну из древнейших кириллических надписей, датируемую 996 г.
Координаты монастыря: ,
Событием для нас стало посещение мужского Преображенского монастыря в селе Зрзе.
Древняя история, живая традиция исихазма, русское присутствие со времени богоборчества ХХ века и по сей день, насыщенная церковной деятельностью современная жизнь монастыря обогатят каждого, жаждущего истинных знаний.
Отдельное восхищение (в настоящем значении этого слова, так как построившие обитель в этом месте, сами восхищены были от земли, и всех гостей похищают у мира) – «вид из окна». Обитель находится на горе, постройки вписаны в скальный ландшафт, гульбища устроены таким образом, чтобы видно было не только небо, но и то земное, о спасении чего молятся монахи – села, поля, пастбища… Панорама долины совершенно ошеломляющая!
Вид на долину с территории монастыря Зрзе
Монастырь Зрзе
Иконописная мастерская в монастыре Зрзе
Первым делом братия с гостями отслужили литию на могиле почитаемых местным населением и чадами македонской церкви русских монахинь, подвизавшихся здесь в сер. XX века – схиигумении Ирины и игумении Параскевы. Службу возглавил владыка Климент (Божиновский) – настоятель, епископ Гераклейский, секретарь епархии.
Читайте о русских монахах в Македонии в статье «Течение совершил, веру сохранил…»
Заупокойная лития на могилах русских монахинь в монастыре Зрзе
Интересно было узнать, что икона Божией Матери «Взыграние младенца» происходит из монастыря Зрзе. Этот образ Богородицы, занимающий центральное место в иконостасе главного храма обители, известен во всем мире под именем Пелагонитисса – по древней Пелагонии, области на юге Македонии, давшей название епархии с центром в Битоле.
Иконостас Преображенского храма монастыря Зрзе
https://commons.wikimedia.org
СТРУМИЦА. ВОДОЧА. ВЕЛЮСА.
Паломничая по Македонии, мы постоянно встречали указатели на ближайшие границы – с Грецией, Албанией, Болгарией, Сербией. Всё здесь рядом – десяток-другой километров от монастыря, и при наличии соответствующей визы, можно заехать в другое государство.
Так, город Струмица расположен на востоке страны у границы с Болгарией и Грецией, пограничный стык трёх стран – гора Тумба – видна отовсюду.
Особенно красива панорама со стен горного мужского монастыря вмч. Георгия и прп. Антония Великого в с. Ново Село.
Монастырь вмч. Георгия и прп. Антония Великого в Ново Село
Немногочисленная братия монастыря во главе с епископом Стобийским Иаковом (Милчевским) живет по афонскому уставу. В духовной жизни ориентируются на Святых отцов – не только древних, но и современных. На росписях храмов мы увидели и святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, и преподобных Порфирия Кавсокаливита, Ефрема Аризонского, Софрония (Сахарова), Силуана Афонского, Иосифа Исихаста.
Монастырь вмч. Георгия и прп. Антония Великого в Ново Село
Монастырь вмч. Георгия и прп. Антония Великого в Ново Село
Монастырь вмч. Георгия и прп. Антония Великого в Ново Село
Окрестности Струмицы – места постоянных археологических находок и научных открытий.
Так, женский монастырь св. Леонтия (Водоча) сегодня выглядит как комплекс храмов под одной крышей, самый ранний из которых относится к XI в. На территории ведутся постоянные раскопки. Сегодня здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся античные термы. Экскурсию по обители нам провела монахиня с чудесным ветхозаветным именем Авигея.
Монастырь св. Леонтия (Водоча)
Монастырь св. Леонтия (Водоча)
СТАРО-НАГОРИЧАНЕ. СВЯТОЙ ПРОХОР ПЧИНЬСКИЙ.
Следующая встреча была особенно радостной благодаря тому, что мы её не ждали.
Мы приехали в древний монастырь св. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричане. Старинное село расположено в окрестностях Куманово, в 16 км. от границы с Сербией.
Храм св. вмч. Георгия в Старо-Нагоричане
Монастырская церковь была выстроена в 1313 году сербским королем Милутином (1282—1321) на основе более раннего византийского храма времени императора Романа IV Диогена XI века.
Здесь сохранились фрески XIV века авторства уже знакомых нам по Охриду великих иконописцев Михаила Астрапы и Евтихия. В сцене Поклонение Жертве Господа нашего Иисуса Христа изображены охридские святые Климент и Константин Кавасила, рядом с ними святой Савва Сербский. На западной стене преподобный пустынники Иоаким Осоговский и Прохор Пчиньский. На северо-западном столпе помещена фигура св. Стефана Первомученика, небесного покровителя основателя династии Неманичей.
Храм св. вмч. Георгия в Старо-Нагоричане
После молитвы в храме и осмотра фресок нас позвали посетить пещеру, в которой подвизался святой старец Прохор: «Совсем рядом, в 50-ти метрах от храма».
И это была та самая пещера, в которой жил и молился Пчиньский чудотворец!
Попасть в нее можно только на коленях, ползком. Сохранилась она очень хорошо. Видно, что люди ее посещают, молятся и благодарят святого за помощь.
Пещера прп. Прохора Пчиньского в Старо-Нагоричане
Из жития прп. Прохора известно о его чудесной встрече с будущим византийским императором Романом IV Диогеном, когда тот отправился на охоту в лес, где подвизался святой. Увидев серну, Диоген погнался за ней. Она же примчалась к пещере преподобного, который её часто кормил. За ней прибежал и Роман. Увидев косматого старца в разорванной одежде, он перепугался, но святой отшельник успокоил его. Провидев Духом, что Диоген скоро станет царём, преподобный сказал: «Диоген! Возвращайся в Царьград, так как Бог хочет возвести тебя на царский престол. А тогда не забудь обо мне…». Пророчество святого Прохора исполнилось, Диоген вскоре стал императором, но забыл о старце. Через 30 лет прп. Прохор явился императору во сне. Пробудившись, Диоген со страхом поторопился выполнить благословение, нашел место, где подвизался святой, и построил ему храм. Монастырь в честь преподобного Прохора Пчиньского, в котором почивают его мироточивые мощи, находится всего лишь в 20 минутах езды от Старо-Нагоричане, но это уже территория Сербии.
Вот такая неожиданная встреча стала последним местом поклонения в нашем паломничестве.
Мы вернулись в Скопье и на следующий день улетели домой.
СПРАВКА ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЕТИТ ЧЕРЕЗ СТАМБУЛ
Если у вас в Стамбуле пересадка, и вы хотите прогуляться по городу, полюбоваться храмом Святой Софии, сделать покупки и попить турецкого кофе, эта информация будет для вас полезной.
Важные подробности, которые надо иметь в виду при планировании выезда в Стамбул:
1. В Стамбуле два международных аэропорта – новый «Аэропорт Стамбул» (IST, иногда может называться Арнавуткёй) и старый «Сабиха Гёкчен» (SAW). От каждого из них до центра Стамбула можно проехать на метро. Мы прибыли в новый аэропорт. Рассказываю об этом пути следования;
2. От выхода из зоны получения багажа до станции метро надо идти пешком около 15 мин. скорым шагом. Покупаем транспортную карту и пополняем её. Далее идет спуск на лифте или эскалаторе глубоко под землю. Это занимает ещё 10 мин. Итого – 25 мин.;
3. Метро из аэропорта до центра Стамбула (конечная) – это отдельная ветка общественного транспорта.
• До конечной станции в центре Стамбула (которая, впрочем, находится далеко от интересующих нас объектов) поезд идёт 45 минут;
• Транспортная карта для проезда по этой ветке стоит 40 лир. Купить карту и положить на неё средства наличными можно в автоматах на станциях. Одна поездка стоит 22 лиры;
• Внимание! Карта действует только на этой ветке (которая по статусу ближе к московскому Аэроэкспрессу).
4. Далее надо пересесть на обычное метро. Для этого надо подняться на поверхность и пройти по улице около 5 мин., следуя указателям.
5. Чтобы на метро доехать до Собора Святой Софии (ныне мечеть) или до района Фанар (Фатих), надо дважды делать пересадку в метро или пользоваться наземным общественным транспортом (автобус, трамвай).
• Для метро надо покупать другую карту. Она стоит 140 лир. Купить карту и положить на неё средства наличными можно в автоматах на станциях. Одна поездка стоит 22 лиры;
6. Если вы не воспользуетесь наземным транспортом, то после выхода из метро на станции Халич (Haliç), что на мосту через залив Золотой Рог, довольно долго идти пешком до интересующих нас объектов – 15-30 мин.;
7. Если для возвращения в аэропорт, вы возьмете такси, то дорога не в час-пик обойдется в 50 долларов (или евро, курс почти одинаков);
8. Дорога в новый аэропорт из Фанара в 18:30 занял 45 мин.;
9. Обязательно обращайте внимание сами и внимание водителя, о каком аэропорте идёт речь – о новом «Аэропорт Истамбул» или о старом «Аэропорт Сабиха Гёкчен»;
10. Такси с зелеными огоньками останавливаются на улице при подъеме руки;
11. Движение транспорта в Стамбуле активное, дороги загружены. Метро и прогулки пешком являются предпочтительными в часы пик.
12. Метро чистое, удобное, интерактивная навигация, как в Москве. Людей много.
13. На выход и вход в аэропорт надо закладывать по 40 минут минимум. Это важно знать, чтобы не опоздать на самолёт. До посадки надо пройти три проверки – на входе в аэропорт, паспортный контроль, просмотр ручной клади. В каждую стоят длинные очереди. Потом довольно долго идти по своему рукаву (A, B, C, D, E, F…) до зоны посадки (GATE 1, 2, 3…22…). Похожая история и на пути от самолёта до выхода из аэропорта – тут мы задерживаемся на покупку валюты и поиск выхода.
Если вы являетесь пассажиром международного транзитного рейса Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле, и время пересадки составляет не менее 6 часов и не более 24 часов, авиакомпания предлагает бесплатные автобусные экскурсии по Стамбулу. Проверяйте актуальность этой информации и расписание экскурсий по ссылке: https://www.turkishairlines.com/ru-ru/flights/fly-different/touristanbul/how-to-apply/index.html
АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ В ПУТИ!
НАШ БЫТ
В Македонии мы проживали и в светских гостиницах, и в монастырях, и в центре, и на окраине. Гостиницы были скромными, но со всеми удобствами. Средняя стоимость одноместного номера в ночь – 30 евро.
Гостиница «Амбасадор» в Скопье
Продукты натуральные, очень вкусные. В ресторанах национальной кухни сохранилась традиционная подача блюд в деревянной и глиняной посуде, часто залы украшены старинными предметами быта, традиционными костюмами, сушеным перцем и листьями табака. Официанты в македонских ресторанах – преимущественно взрослые мужчины.
В ресторане македонской национальной кухни
В Македонии традиционно вместо чая заваривают горные травы. Поэтому, если вы любите чёрный чай, привозите его из России и носите с собой – официанты с удовольствием нальют вам кипяток.
Кофе здесь прекрасен в любом виде. Вино и ракия тоже.
Благодаря общим корням языка общение с македонцами несложно. Здесь сохранилась память о нашем общем прошлом, включая времена социализма, многое знакомо и понятно.
Радостно свидетельствовать о том, что большинство македонцев – православные верующие. Они с большой любовью относятся к Церкви, священнослужителям, друг ко другу, к России и россиянам. С представителями албанского населения, которое составляет около 24% от всех граждан страны (а на северо-западе – до 70%), мы не общались.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Слава Богу за знакомство с Македонией, с её святынями и гостеприимным народом!
Мы благодарим духовенство Скопской епархии Македонской Православной Церкви – Охридской архиепископии за организацию паломничества и всеобъемлющую поддержку.
Македония становится популярным направлением паломничества у наших соотечественников благодаря нашей общей вере. История Православной Церкви Македонии и России тесно связаны друг с другом.
Жившие на этой земле святые угодники Божии – мученики, преподобные, святители, седмочисленные просветители, отцы и матери Русской Православной Церкви, спасавшиеся здесь от богоборческих гонений – являются для нас образцом для подражания, нашими молитвенниками перед Господом.
Особая притягательность паломнических поездок в Северную Македонию, помимо собственно духовной стороны, состоит в культурно-просветительской составляющей. Знакомство с византийским пением на богослужениях, самобытными традициями балканского Православия; древними храмами и фресками, многие из которых признаны жемчужинами мировой культуры, памятниками античности и эпохи раннего христианства, работой монастырских иконописных, пошивочных и иных мастерских, Богом данная красота природы, – всё это несомненно обогатит литургический опыт и духовную жизнь паломника.
Это направление может быть интересно не только для паломников, но и учащихся регентских и иконописных отделений духовных семинарий Русской Православной Церкви, работников художественно-производственных предприятий, студентов художественных и архитектурных вузов.
У нас сегодня есть счастливая возможность соприкоснуться с ней.
Всех наших македонских друзей сердечно благодарим за прием и ждём в России.
Я.В. Гальченко,
заместитель Генерального директора Паломнического центра Московского Патриархата,
главный редактор журнала "Православный паломник"
Приглашаем вместе с нами совершить паломническую поездку к святыням Македонии. Ознакомиться с программой можно здесь.