Для тех, тех, кто еще не бывал в самом древнем городе Тверской области, под названием Торопец, настоятельно рекомендуем поторопиться, потому что это особое место и, прежде всего, это — удивительный город, цельный, славный, с нерастраченным еще умением удивлять. Посудите сами — город, по времени упоминания (1074) старше Москвы; не будучи приморским городом, дал России больше двадцати адмиралов, немало видных военачальников, государственных и церковных деятелей. А еще, именно в Торопце прошли отроческие годы святейшего патриарха Всероссийского, святителя Тихона (Беллавина), столетний юбилей памяти которого, состоится 7 апреля 2025 года.
г. Торопец, центр города
Фото иконы святителя Тихона из Свято-Тихоновского монастыря, г. Торопец
Именно с этой целью — ознакомиться с достопримечательностями города и окрестностей, увидеть готовность его нынешних земляков достойно встретить юбилей святителя Тихона, паломнической службой «Радонеж» была организована эта поездка. Сопровождал поездку, выполнял необходимые организационно-технические задачи, коренной житель Торопца, бесконечно преданный своему городу человек, весьма одаренный поэт и краевед — Олег Васильевич Овсянников. Забегая далеко вперед, следует отметить общее, весьма благоприятное, впечатление от поездки. Очень хорошее впечатление осталось и от гостиницы «Торопа» (ул. Советская, 35/21), расположенной в самом центре города, в старинном здании XIX в.
В городе Торопце и его окрестностях многое напоминает о святителе Тихоне.
Поначалу отец будущего патриарха, Иоанн Тимофеевич Беллавин служил в Воскресенской церкви погоста (деревни) Клин Торопецкого уезда, но в 1869 году, он был переведён в город Торопец Псковской губернии (ныне это районный центр Тверской области), на освободившееся к тому времени священническое место при Спасо-Преображенской церкви.
Спасо-Преображенский собор и Дом-музей святителя Тихона, г. Торопец
В Торопце, напротив Спасо-Преображенского храма сохранился небольшой дом, в котором жили Беллавины (ул. Никитина, д. 11). В настоящее время именно здесь после масштабной реконструкции и реставрации располагается Дом-музей святителя Тихона.
Дом-музей святителя Тихона в г. Торопце
Это первый объект для посещения экскурсантов и паломников, оказавшихся в городе. Возле дома, напротив храма находится скульптурный образ святителя Тихона, установленный к 950-летию г. Торопца. Это работа заслуженного скульптора России Юрия Хмелевского. Святитель изображен сидящим, в задумчивости, будто ненадолго присевшим на лавочку отдохнуть после церковной службы. Удивительно пластичный образ, достойный родного города Патриарха Всероссийского.
Памятник святителю Тихону у дома-музея (скульптор Ю. Хмелевский)
Конечно, если составлять экскурсионно-паломнический маршрут, посвященный святителю Тихону, то начать его хронологически правильнее, но логистически не очень удобно, с посещения деревни Клин. Во всяком случае, наша небольшая группа посетила эту деревню одним из последних пунктов пребывания в Торопце и его окрестностях.
Церковь Воскресения Господня в д. Клин Куньинского района Псковской обл.
Нам известно, что будущий святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин) родился в 1865 году в семье приходского священника, настоятеля Воскресенской церкви в небольшой деревне (погосте) Клин Торопецкого уезда. В настоящее время место, где родился святитель Тихон, относится к Куньинскому району Псковской области и к Великолукской епархии. При крещении будущий патриарх был наречен Василием. Любопытно, что он был первым, кто получил это имя за всю трехсотлетнюю историю рода Беллавиных. Восприемниками младенца стали священник церкви погоста Борки Пётр Малиновский и жена священника Покровской церкви погоста Петра и Павла Татьяна Спиридонова. Погост свв. апостолов Петра и Павла с деревянной церковью Покрова Пресвятой Богородицы находился в ближайшем соседстве с погостом Клин. Таинство крещения совершил священник храма деревни Борки Пётр Малиновский с дьячком Иваном Карзовым и пономарём Василием Черепниным. Эти сведения мы узнаём из свидетельства, которое было выдано 2 августа 1884 года для предоставления в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Иконостас Воскресенской церкви д. Клин Великолукской епархии в процессе реставрации
В деревне Клин прошли детские годы будущего Святителя, в непосредственном соприкосновении с крестьянами и близости к сельскому труду. С юных лет он отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением.
Основными прихожанами Воскресенской церкви деревни Клин были жители ближайших деревень. С их детьми, своими сверстниками, Василий Беллавин разделял игры и забавы. Духовное воспитание для него началось с раннего возраста. Родители приносили его в храм Божий, где он, как водится в семьях священнослужителей, находился практически всё время, пока совершались всенощное бдение, литургия, слушались молитвы, пение, пастырское слово. Здесь будущий святитель в качестве алтарника помогал отцу в храме.
Церковь Воскресения Господня в д. Клин Куньинского района Псковской обл.
Нашему взору, если мы будем ехать в сторону деревни Клин, откроется ширь полей и лесные перелески, но буквально несколько деревенских домиков, оживающих только в летний дачный период. Перед входом на территорию Воскресенского храма находится стенд с информацией о жизни семьи священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и детских годах будущего Всероссийского патриарха Тихона.
Сам храм Воскресения Христова очень изящной архитектуры и вполне приведен в порядок, поэтому экскурсантам есть что посмотреть и снаружи и внутри. Немало интересного ждет их также в восстановленном доме, на подворье настоятеля церкви.
Дом настоятеля с надворными постройками в д. Клин Куньинского района Псковской обл.
Так как быт священника на селе ничем особым не отличался от крестьянского, то на хозяйственном дворе можно увидеть много примечательных свидетельств этого быта — телеги и сани, лодки-долбленки, снасти для ловли рыбы. Здесь же хранятся сельскохозяйственные орудия для обработки земли — плуги, сохи, бороны, а еще разного рода и размера корзины, металлические и керамические жбаны, деревянные вилы, грабли и пр.
На хозяйственном дворе дома настоятеля Воскресенской церкви д. Клин Куньинского района Псковской обл.
На хозяйственном дворе дома настоятеля Воскресенской церкви д. Клин Куньинского района Псковской обл.
В самом доме стены оставлены реставраторами без особой отделки — в соответствии с традициями, современными детству будущего святителя Тихона. Обстановка в доме минимальная, очень скромная — есть только самое необходимое для жизни: стол, лавки, сундук, деревянная кровать, шкаф-поставец для посуды, в красном углу — иконы.
Интерьеры дома настоятеля Воскресенской церкви д. Клин Куньинского района Псковской обл.
Интерьеры дома настоятеля Воскресенской церкви д. Клин Куньинского района Псковской обл.
Печь в доме настоятеля Воскресенской церкви д. Клин Куньинского района Псковской обл.
Между храмом и домом настоятеля уже возведен и ждет своего открытия павильон для приема паломников, c кухней, столовой, туалетами.
Для родителей святителя Тихона жизнь в деревне Клин складывалась благополучно, но всё же Беллавиным пришлось оставить это место и переехать в Торопец по причине необходимости дальнейшего обучения сыновей Павла и Ивана в Торопецком духовном училище. Девятилетнего Василия вместе с братьями родители также отдали учиться в Торопецкое духовное училище. О своём родном духовном училище святитель Тихон впоследствии не забывал и постоянно проявлял заботу о нем, интересовался делами, посещал, когда приезжал на малую родину. Известно, что во время служения в дальней заокеанской епархии, святитель Тихон пожертвовал значительные средства на сооружение училищного храма и выразил желание, чтобы храм был посвящён святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому.
Набережная г. Торопца
По окончании Торопецкого духовного училища, отец отвозит Василия в Псков, чтобы он смог продолжить образование в Псковской духовной семинарии. Здесь он проходил обучение с 1878 по 1884 гг. чтобы затем поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию. По воспоминаниям земляков и однокашников, Василий Беллавин, был человеком доброго нрава, скромным и приветливым, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал своим товарищам. Он был физически крепким, высокого роста, белокурым, остроумным и жизнерадостным мальчиком. Товарищи любили его. К этой любви всегда присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его неуклонной религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашней готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных сочинений. Ко всему этому юный Василий Беллавин выражал неизменную готовность, находил для себя удовольствие, и с доброй шуткой, хотя и с наружно серьезным видом, целыми часами проводил с товарищами, по одному или группами, внимавшими его объяснениям. Примечательно, что товарищи в семинарии, видя его особый нрав, характер, любовь к молитве и отзывчивость, полушутливо называли его «архиереем».
Здание бывшей Псковской духовной семинарии.
Фото из архива редакции
Василий Беллавин был гордостью семинарии. Многие однокашники будущего патриарха запомнили его блистательные ответы на уроках, особенно по догматическому богословию, удивлялись и его необычайной филологической памяти. Примечательно, что уже в то время, в программу семинарии была включена гимнастика. Приобретенную в семинарии привычку каждое утро начинать с разминки патриарх сохранил на протяжении всей своей жизни. Уже, будучи 57 лет отроду и, находясь в заточении в Донском монастыре, патриарх ежедневно просыпался в шесть утра, выходил на площадку, и делал гимнастику. Затем тщательно умывался, совершал утреннее правило и лишь после этого завтракал.
Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий Беллавин успешно сдал экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1884 году. Закончив ее в 1888 году 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. Преподавал он и догматику, и нравственное богословие, и французский язык. И здесь он тоже был любимцем не только всей семинарии, но и города Пскова. Жил он скромно, в мезонине деревянного домика, в тихом переулке близ церкви Николы со Усохи.
Стремясь своей чистой душой к Богу, будущий святитель Тихон вел строгую, целомудренную жизнь. Он всеми возможными способами помогал родной семинарии. Даже в бытность архиереем, давно покинув псковскую землю, он не забывал alma mater: передавал личные сбережения на пособие беднейшим ученикам, на гостинцы воспитанникам, участвовал во всех нуждах семинарии.
Информационный стенд из Дома-музея святителя Тихона, г. Торопец
В 26 лет, 14 декабря 1891 года, он подчиняет свою волю трем высоким монашеским обетам — девству, нестяжанию и послушанию. Он принимает постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. Постриг совершил епископ Псковский и Порховский Гермоген (Добронравин). На следующий день прошло рукоположение в иеродиакона, а вскоре, 22 декабря, в иеромонаха. Хиротонии состоялись в Троицком кафедральном соборе города Пскова.
Через три месяца после пострижения и рукоположения в иеромонаха, Тихона назначили инспектором духовной семинарии в польском городе Холм, на территории, входившей в ту пору в состав Российской империи. В Псковской духовной семинарии также учились и два его родных брата. Старший, Павел, окончил обучение в 1877 году, за год до поступления туда Василия, и младший Михаил, учившийся с 1888 по 1892 гг., но после четвертого класса перешел в Холмскую семинарию, где Василий Беллавин был уже ректором.
Подчеркнем, что владыка Тихон всю своею жизнь не забывал родные края и стремился посетить их при первой удобной возможности.
После музея святителя Тихона, паломники и экскурсанты имеют возможность помолиться в Спасо-Преображенской церкви (1706) города Торопец.
Иконостас Спасо-Преображенской церкви г. Торопца
В этом соборном храме в свое время служил настоятелем отец будущего патриарха — протоиерей Иоанн Беллавин.
Построенный на средства прихожан Спасо-Преображенский храм был освящен в 1706 г. Дважды (в 1738 и 1758 годах) пострадал от пожаров, в связи с чем, был дополнен пристройками. Храм имеет три престола: главный — во имя Преображения Господня, и придельные — в честь святого мученика Иоанна Воина и Введения во Храм Пресвятой Богородицы. К сожалению, как и многие другие церкви, в советское время Спасо-Преображенский храм был закрыт, все убранство уничтожено. Возвращение Церкви и медленное восстановление началось только в 2000-х годах.
После посещения этого храма и участия в богослужении, направляемся к часовне над могилой родителей святителя Тихона — протоиерея Иоанна и Анны Беллавиных. Там похоронены и братья Святителя.
Часовня, где похоронены родители и братья святителя Тихона на Вознесенском кладбище г. Торопца
Часовня, где похоронены родители и братья святителя Тихона на Вознесенском кладбище г. Торопца
Часовня на кладбище при церкви Вознесения Господня была сооружена в 1997 году по проекту архитектора Валерия Медведева усердием работников завода высоковольтной аппаратуры г. Великие Луки при участии фонда святителя Тихона и газеты «Экономика и жизнь».
На обзорной экскурсии хорошо осмотреть остатки крепостных валов — город Торопец, как известно, город трех кремлей. Экскурсанты увидят Малое Высокое городище, Большое Высокое городище и Красный вал. Излишне даже говорить, какая красота откроется их взору, при посещении этих городищ.
Малое Торопецкое городище
Малое Торопецкое городище
Вид на окрестности с Малого Торопецкого городища
В Торопце экскурсанты должны посетить и другие замечательные и по своей архитектуре, и по истории своего возникновения храмы:
Богоявленскую церковь (1771) с ее белоснежным декором. Это один из лучших образцов особого торопецкого стиля русского барокко. В настоящее время в помещении церкви временно располагается краеведческий музей, однако в городе отстроено и ждет своего открытия новое здание, куда музей переедет уже вскоре.
Церковь Богоявления Господня, г. Торопец
Величественный Богородице-Корсунский собор (1804) с сияющими золотыми куполами, освященный в честь Корсунско-Эфесской иконы Божией Матери. Эту икону, по преданию написанную самим евангелистом Лукой, городу Торопец подарила полоцкая княжна Александра Брячиславна, в память о своем венчании с Александром Ярославичем, будущим Александром Невским. В соборе в настоящее время находится список иконы, а подлинник пока что можно увидеть достаточно далеко от г. Торопец, в храме Св. благоверного князя Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Истринского района Московской области.
В городе уже отреставрирована и восхищает своим необыкновенным изяществом Покровская церковь (1774) в стиле барокко и удивительно гармоничный Никольский храм (1697), в котором пребывает много святынь и свидетельств чудес Господних, особенно связанных с образом святителя Николы Мокрого.
Покровская церковь и Свято-Никольский храм Свято-Тихоновского монастыря г. Торопец
В 2005 году, по благословению Священного Синода, на базе древнего мужского Никольского монастыря, упраздненного еще в 1764 году императрицей Екатериной II, создана женская монашеская обитель, единственная в нашей стране в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского. За свою, уже теперь двадцатилетнюю историю в новом статусе, Свято-Тихоновский женский монастырь накопил немало драгоценных свидетельств духовной жизни наших современников, проживающих не только в Торопце, но и в других городах и весях, волею Господней оказавшихся в стенах древней обители, нашедших здесь то, что так долго и упорно искали в разных местах. Это во многом объясняет необыкновенную любовь паломников к Свято-Тихоновскому монастырю.
Возможно, и вполне логично, закончить пребывание в Торопце именно в Свято-Тихоновском монастыре, приняв участие в Богослужении на вечерней службе и Литургии, а до поезда еще раз погулять по городу, осмотреть различные достопримечательности: городские Торговые ряды; памятник Учителю, сооруженный в 1974 г. к 900-летию Торопца по проекту московских архитекторов Ю. Г. Орехова и В. Х. Думаняна; памятник «начальнику Камчатки» адмиралу П. И. Рикорду, возведенный к его 225-летнему юбилею; установленный в 2019 году памятник генералу А. Н. Куропаткину, бывшему в этих местах помещиком; дуб Александра Невского. Хорошо бы посетить Святой источник, а также памятник к 925-летию города, в виде деревянной сторожевой башни, памятник в честь венчания Александра Невского и Александры Брячиславны и много других, о которых — особый рассказ.
А в завершении поездки, весьма кстати, можно вспомнить замечательные стихи, посвященные святителю Тихону. Их написал поэт-торопчанин, Олег Васильевич Овсянников.
Святитель Тихон на портрете,
Лицом, как будто солнцем светит.
Из под бровей его кустистых
Два родника, с водицей чистой,
Взирают пристально на нас,
Жгут угольками ясных глаз.
Их взгляд пронзительно-простой,
Наполнен мудрой добротой.
Он собеседника ласкает,
Идти с собою призывает,
Туда, где всех Всевышний ждёт
Путём, что к Господу ведёт.
Все знали, Тихон лгать не станет,
Не подведёт и не обманет,
Вот потому и люди шли
За пастырем Родной Земли.
Богатый духом, не казной,
Он и сегодня рядом, свой,
Стоит могучим исполином
В строю незыблемом едином
Святых Великих наших Русских,
Воронежских, Московских, Курских,
Калужских, Псковских и Тверских
И Новгородских, много их.
Всех сил не хватит описать,
В них крепость в Вере, благодать,
Им молится Россия-Мать!
Ткалич Алексей Иванович,
к.п.н., доцент (ВАК), доцент РГГУ; член Российского Союза Туриндустрии, Национальной Академии Туризма, Русского Географического Общества, Императорского Православного Палестинского Общества.
Все фотографии, если не указано иное, сделаны А. И. Ткаличем.
Первая фотография – источник