Стилизованная риза из титана окутает кафедральный храм Живоначальной Троицы и украсит собой новый православный паломнический центр, который станет одним из важных духовных центров Франции.
Сначала Россия выиграла конкурс на покупку участка земли в престижном районе Парижа, обойдя несколько стран и Арабские Эмираты в том числе. Затем был проведен международный широкомасштабный конкурс на лучший архитектурный ансамбль.
Значимость этого мероприятия для развития православного зодчества трудно переоценить, ведь, по словам архиепископа Егорьевского Марка, руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, «в наиболее интересных проектах сделан синтез традиционной русской архитектуры и современной западной».
Победителем конкурса стал проект российско-французской команды в лице Общества архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского SADE (Франция) и ООО «Архгруп» (Россия). Сам Яновский так высказался о своем творении, демонстрируя макет: «Этот храм перенесен на французскую землю. Он приземлился. Это летающая тарелка, которая перенеслась из Москвы прямо в Париж».
Православный центр будет располагаться в седьмом округе французской столицы, на углу улицы Рапп и набережной Бранли, неподалеку от Александровского моста, который был построен по указу российского императора Александра III. Купола русского храма взметнутся рядом с символом Парижа – Эйфелевой башней.
Участок застройки занимает немалую площадь (около 4245 кв. метров). Кроме православного храма здесь будут возведены административные помещения для епархии, многопрофильные залы и аудитории семинарии, общежитие для семинаристов и библиотека. Предполагается разбить большой сад. В основном там будут посажены породы деревьев, символически представляющие Россию, – березы, дубы и рябины.
Православный центр в Париже создается как место встреч и проведения культурных мероприятий для русской общины, ознакомления французов с русской духовной культурой и окормления православных верующих. Его создание утверждает культурное присутствие русской общины в Париже и подчеркивает ее открытость к контактам с внешним миром.
Необходимо было также решить задачу гармоничной интеграции здания в архитектурный контекст города, вот почему структура построек отчасти будет перекликаться с горизонталями соседнего дворца Альма. По словам автора проекта Яновского, «культурный центр и административные постройки будут выполнены в парижском камне, а храм будет белокаменным».
Инопланетный облик культурно-духовному центру придадут не только необычные купола кафедрального храма Живоначальной Троицы как чередования колец из хрусталя и золота в форме пламенеющей свечи, но прежде всего – драгоценный покров. Сделанный из титана, по мере восхождения к небу он будет становиться все прозрачнее, позволяя увидеть снаружи внутреннее свечение храма, а также его великолепные фрески. Эта стилизованная риза оградит внутреннее спокойствие православного центра от мирской суеты. Как утверждает сам Яновский, «по предварительным оценкам, стеклянное «покрывало» будет стоить около 7 миллионов евро… Это будет самомоющееся стекло, и по нему будет течь вода, нагреваемая солнцем».
Подобно космической ракете, храм устремится в небо. Он будет помещен на приподнятый цоколь, как и было указано в конкурсном задании, – это подчеркнет переход от светского городского пейзажа к месту молитвенного общения с Богом. И в то же время будущий храм, как многие православные церкви, в плане имеет форму креста, символика которого не нуждается в расшифровке, ведь это – самый обычный земной православный храм.
Ольга Ипполитова,
фото автора