ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА
Перед Невской битвой князь Александр Ярославич молился Спасителю в соборе Святой Софии Новгородской. Святитель Спиридон благословил князя и всю русскую дружину на брань и осенил князя образами Александра Воина и Георгия Победоносца. Выйдя из собора, князь Александр обратился к новгородцам: «Братия, нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде!» На берегах Невы князь Александр разгромил непрошенных гостей и с тех пор стал называться Невским.
В 1380 году, чтобы противостоять войску Мамая, нужна была не только сила физическая, но и великая Сила Духа. Для воодушевления русского воинства великий князь Димитрий Иванович направился в Троицкую обитель к игумену Сергию. Отслужив Божественную Литургию, старец окропил его святою водою со всем его воинством. Благословив великого князя крестом на бой за Веру, Землю Русскую и Православный народ, он сказал: «Господь Бог да будет тебе помощником и заступником».
В 1552 году Иван Васильевич IV предпринял поход на безпокойную Казань, наследницу Орды. Русский царь по примеру Димитрия Донского направился в обитель преподобного Сергия, где молился у Троицы о даровании сил для предстоящей борьбы. Митрополит Макарий благословил выступившее войско во главе с царём.
Этот военный поход во многом напоминал крестный ход. Впереди шли хоругвеносцы и знаменосцы. Идущее воинство осеняли ратные стяги, увенчанные крестами. На пути следования войска неизменно совершались божественные службы.
Накануне все воины исповедались и причастились. Царь, отдав повеление не прекращать богослужений, направился к своему полку. Решительным натиском город был взят.
На следующий день Казань была освящена крестным ходом с иконой Троицы. С тех пор освящение городов после иноверного присутствия стало традицией.
Читать полностью на сайте Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами.