Освобождение Москвы от поляков и избрание на царство Михаила Романова в 1613 году положили конец страшной русской Смуте, но отнюдь не принесли России мир. Войны, как с Польшей, так и со Швецией продолжались. Польский королевич Владислав Сигизмундович, которому в 1610 году присягнули москвичи, считал себя законным царем и шел на Москву занять причитающийся ему «по праву» трон, на котором сидел «узурпатор» Романов. В своем обозе он вез и низложенного «патриарха»-униата Игнатия, грезящего о возвращении на пустующий первосвятительский престол.
Однако победоносный марш на Кремль не затеялся с самого начала. Неожиданно поляки увязли в боях под Можайском, а поскольку сейм выделил деньги только на один год боевых действий, наёмники начали расходиться. В Москву тем временем, наоборот, успели подойти подкрепления.
Не исключено, что военная кампания королевича вообще могла завершиться не начавшись. Но тут на помощь Владиславу по просьбе его отца Сигизмунда пришли запорожские казаки во главе с гетманом Петром Сагайдачным. И армия вторжения, вставшая лагерем в пресловутом Тушине, настолько увеличилась в размере, что штурмовать Москву решили одновременно с трех сторон.
Наступление было назначено на 1 октября, что сразу смутило запорожцев – Покров Пресвятой Богородицы казаки чтили особо. И первую сечевую церковь на Хортице они не просто так посвятили этому празднику. В размышлениях о правильности выбранного пути (союзе с католиками, разорении единоверцев) прошла ночь перед атакой. Польский командующий Ходкевич, видимо, тоже почувствовал шатания в рядах союзников и, не смотря на немалое число, поставил их в резерв. Только с юга, от Донского монастыря, казаки, всего лишь тремя годами ранее бравшие ни много ни мало Стамбул, штурмовали русскую столицу самостоятельно. Не проявив при этом ни малейшего рвения.
Мощные укрепления Белого города, меткий огонь артиллеристов (выбивавших из строя командиров), героизм обороняющихся (среди которых был и шотландец Джордж Лермонт, предок Михаила Юрьевича Лермонтова), грамотная разведка (в т.ч. при работе с ценными перебежчиками) – все это, помноженное на помощь Божией Матери, не позволило противнику прорвать русскую оборону. Поляки сняли осаду и отошли к Троице-Сергиеву монастырю. Видимо надеясь взять реванш за поражение восьмилетней давности. Но обитель преподобного Сергия встретила врага шквальным огнем с монастырских стен.
Расположившись станом в соседней деревне Деулино, Владислав позвал бояр на мирные переговоры. Вскоре польская армия покинула русские пределы. Россия наконец вздохнула свободно и, пусть и смирившись со временными территориальными потерями, смогла приступить к восстановлению лежащей после 20 лет Смуты в руинах страны. А затем и к подготовке освободительного похода на запад.
Был ли как-то запечатлен в истории тот памятный день, когда в очередной раз молитвами Богородицы была спасена Москва?
Да, был. В те времена не ставили памятники царям и воеводам. В благодарность Богу и Его святым строили храмы. Не стала исключением и та победа 1618-го года.
«… едва Бог сохранил царствующий град Москву помощию Пречистые Богородицы. В тот день бяше празник Пречистые Богородицы, славнаго Ея Покрова. Тех Литовских людей от города отбиша и многих людей у них побиша. Етман же отойде прочь и ста опять в табарах... Государь же постави храм каменной по обету своему во имя Покрова Пречистые Богородицы, в дворцовом селе Рубцове», – сообщает нам летописец.
Первые годы своего правления юный царь Михаил Федорович не мог жить в Кремле по той простой причине, что древняя крепость была изрядно потрепана сидевшими там пять лет поляками. Тогда государь (точнее, его мать, фактически правившая страной инокиня Марфа) распорядился построить временную резиденцию в старой вотчине Романовых (была пожалована царем Иваном Грозным своему шурину, боярину Никите Романовичу Юрьеву), ставшей дворцовым селом Рубцово, близ Яузы. Неудивительно, что храм в честь победы Михаил построил там же, сделав его домовым для себя и своей семьи.
Первоначальная деревянная обыденная церковь через восемь лет была заменена каменной. Торжественное освящение в присутствии государя и всего двора состоялось 29 октября 1626 года. С того же времени известны приделы во имя св. блгв. царевича Димитрия и прп. Сергия Радонежского. Село стало именоваться «Покровское, Рубцово тож».
Основной четверик храма был перекрыт крещатым сводом с одной световой главой (по размерам пролёта это самое крупное в Москве перекрытие подобного типа), снаружи увенчан горкой из трех рядов кокошников. В подклете храма была устроена характерная для того времени одностолпная палата.
После переезда царя в отремонтированные кремлевские покои, Рубцово не было им заброшено и превратилось в подобие загородной резиденции. Разрядные книги свидетельствуют о частых приездах Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, о посещении ими богослужений в Покровском храме, приемах послов, праздничных трапезах, а также царской охоте в окрестностях.
В Покровском в 1627 г. родилась старшая дочь царя, великая княжна Ирина Михайловна. Именно из Покровского храма на Богоявление шел крестный ход к ердани на Яузе.
Когда на престол взошла Анна Иоанновна, ее кузина и конкурентка Елизавета Петровна, оказалась в опале. Ей было приказано отбыть Москву и жить в Покровском. Жизнерадостная царевна полюбила деревянный терем прадеда, но тот сгорел в Троицком пожаре 1737 года, и Елизавета построила в Рубцове новый, уже каменный, дворец, сохранившийся по сей день.
Узнав о смерти Анны, «дщерь Петрова» отбыла в столицу и вскоре стала императрицей, но не забывала и своего любимого Покровского. Уже прибыв в Москву на коронацию, Елизавета буквально заскочила в Кремль и тут же уехала в Рубцово, «к зимнему своему дому, что на Яузе». Осенью того же года туда привезли ее племянника, Карла Петера Ульриха герцога Голштинского, которого она объявила своим наследником под именем Петра Федоровича. А через три года в Рубцове появилась и 14-летняя София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская – будущая императрица Екатерина II.
После восшествия на престол последней, дворец отремонтировали, в саду устроили общедоступный парк развлечений с качелями, каруселями и легкими закусками. Но по окончании торжеств Екатерина не проявляла интереса к тещиному московскому дворцу, и он быстро пришел в запустение. Покровский храм был выведен из дворцового ведомства и стал приходским. В 1787 году построили нынешнюю колокольню, открытые паперти переделали в закрытые трапезные приделов, нижние арки под папертью заложили.
Несколько десятилетий дворец Елизаветы занимали казармы, а в 1870 г. весь комплекс зданий был отдан вновь созданной Владычно-Покровской общине сестер милосердия, которая вскоре получила статус монастыря.
Это было детище игумении Митрофании, настоятельницы Серпуховского Владычно-Покровского монастыря. Игумения Митрофания – в миру баронесса Прасковья Григорьевна Розен, дочь кавказского наместника, императрицы Александры Федоровны, прототип Мурзавецкой в пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы».
При общине функционировали больницы, амбулатория, аптека, детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, школа шелководства и рукодельные мастерские. Многие из сестер общины приняли участие в сербско-турецкой и русско-турецкой войнах 1876, 1877-1878 гг., русско-японской войне 1904-1905 гг., имели награды.
В 1862 г. территорию общины разрезала железная дорога – прямо между бывшим дворцом и Покровским храмом теперь стали ходить поезда на Коломну и Рязань.
С 1907 года Покровскую общину возглавляла игумения Ювеналия (Марджанова), принявшая в 1916 году великую схиму с именем Фамарь и прославленная в лике преподобноисповедницы. Тесные дружеские узы связывали матушку Ювеналию с близкой ей по духу великой княгиней Елизаветой Федоровной. Именно здесь, в Покровском, будущая преподобномученица перенимала опыт общины для создания своей обители милосердия – Марфо-Мариинской.
3 декабря 1914 года Покровскую общину посетила императрица Александра Федоровна с дочерьми. Матушка Ювеналия передала для цесаревича Алексея образ прп. Серафима Саровского, сопровождавший его вплоть до подвала Ипатьевского дома.
В 1918 г. покровские сестры приняли у себя изгнанных из Кремля монахинь Вознесенского монастыря. Но через два года богоборцы добрались и до Рубцова – община была упразднена, сестры выселены.
В 1934 году решением властей храм Покрова Пресвятой Богородицы был закрыт, кладбище при нем разорено, каменная ограда с воротами разрушена. Здание передали Метрострою под электромонтажные мастерские.
В 1961-1962 гг. была проведена реставрация храма с приспособлением здания под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова.
В 1992 году храм возвращен Церкви, но только в 2003 году, после ряда судебных процессов, возобновлены богослужения.
C 2008 года в храме служат древнерусским дониконовским чином. На базе храма действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
Паломники – не частые гости Покровского храма в Рубцово. Этот уголок Москвы незаслуженно забыт и не входит в паломнические маршруты. Однако храм не только освящен молитвами святых, но и богат созидательными делами государственных людей.
И это живая история России.
Приезжайте!
Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.