Ипатьевский монастырь – это одна из древнейших христианских обителей в России, духовный центр для любого православного соотечественника. Называемый в документах, как «Дом Живоначальной Троицы Ипацкий монастырь», он является сокровищницей произведений древнего церковного искусства, а в его интереснейшем архитектурном ансамбле сохраняются памятники XVI-XVII веков. Возвышаясь над живописной «стрелкой» рек Волги и Костромы, монастырь святого Ипатия украшает город своими белоснежными старинными постройками.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Определяющую роль в судьбе Ипатьевского монастыря сыграла неразрывная связь с двумя российскими царскими династиями Годуновых и Романовых, способствуя превращению его в «Преименитую Лавру Святую», а впоследствии – в первоклассный кафедральный монастырь.

Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского монастыря. 1652 г. (КГОИАХМЗ)
Время возникновения монастыря в конце XIII века – один из сложнейших периодов русской истории, период разорения русских земель, разрушения городов, храмов, обителей во время Батыева нашествия на Русь. Документальных свидетельств того времени о начале обители святого Ипатия не сохранилось. Монастырское предание относит ее основание к 1330 году и связывает с именем татарского мурзы Чета. Предание повествует нам о чуде явления плывшему по Волге и заболевшему Чету Пресвятой Богородицы с Богомладенцем и предстоящими в молении апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Богородица обещала исцеление, если Чет примет христианство и обустроит на этом святом месте православную обитель. После крещения Чет стал Захарией, а при впадении реки Костромы в Волгу вырос монастырь, получивший редкое для русских обителей посвящение — во имя священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был выдающимся деятелем христианской церкви IV века. Он родился и вырос в городе Гангры (современная Чанкыры на севере Турции), где с юных лет являл глубокую веру и благочестие.
Ипатий прошел все ступени церковного служения: от чтеца и смотрителя храма до епископа. После смерти епископа Афанасия он был избран его преемником и в течение 40 лет мудро управлял паствой. За это время он построил множество храмов и домов для трапез, где принимал как христиан, так и язычников, многих из которых обратил в христианскую веру. Святитель был участником Первого Вселенского собора в Никее, на котором утвердили Символ Веры.
Ипатий обладал даром чудотворения. Он исцелял больных, изгонял бесов, претворял горькую воду в сладкую. Особенно известен случай с огромным змеем, поселившимся в императорской сокровищнице. По просьбе императора Констанция II Ипатий изгнал гада и предал его огню, за что получил в дар освобождение жителей своей епархии от обременительного налога.
Жизнь святителя Ипатия трагически оборвалась в возрасте 90 лет. Он был убит раскольниками-новацианами во время объезда епархии. Убийцы, охваченные страхом и раскаянием, сами принесли его тело в город. На месте мученической кончины епископа забил целебный источник.
После смерти святитель продолжал творить чудеса. На его могиле исцелялись больные, а убийцы, раскаявшись, получали прощение. В Костроме в его честь основан знаменитый Ипатьевский монастырь, а в Великом Новгороде он почитался как покровитель посадников.
В русских летописях Ипатьевский монастырь впервые упоминается под 1435 годом в период 25-летней войны за Московский великокняжеский стол между потомками князя Димитрия Донского — великим Московским князем Василием Васильевичем (Темным) и Галичским князем Василием Юрьевичем (Косым). Близ монастыря «святого Ипатия», как записано в Московском летописном своде конца XV века, был заключен временный мирный договор.
Чет-Захария явился не только основателем Ипатьевского монастыря, но и основоположником знаменитых боярских родов Сабуровых, Годуновых и Вельяминовых-Зерновых, представители которых служили Московским государям и сами занимали царский престол. Рост монастырских владений, богатств Ипатьевской обители, ее процветание началось во второй половине XVI века, когда особое покровительство ей стали оказывать потомки праправнука Захарии Ивана Годуна. Согласно записям Вкладной книги, наиболее крупными вкладчиками в обитель были царь Федор Иоаннович и его жена царица Ирина Федоровна Годунова, брат её – Борис Федорович, ставший русским царем в 1598 году, и их дядя боярин Дмитрий Иванович Годунов, особый радетель о монастыре.
Благодаря вкладам бояр и царей династии Годуновых, Ипатьевский монастырь, превратился в сокровищницу духовных святынь, замечательных произведений церковного искусства. Монастырские храмы, соборная ризница и три усыпальницы рода Годуновых были наполнены древними иконами в драгоценных окладах, великолепными предметами лицевого золотного шитья, драгоценной церковной утварью, ковчегами с частицами христианских святынь и мощей святых угодников Божиих. Благодаря стараниям Годуновых, в Ипатьевском монастыре сложилось богатое книгохранилище, наиболее древним манускриптом которого значилась «Книга Летописец Русской», известный в настоящее время, как Ипатьевская летопись — один из древнейших русских летописных сводов, датирующихся началом XV века и содержащий в своем составе, кроме киевских и галицко-волынских летописей, «Повесть временных лет» преподобного Нестора-летописца в редакции 1118 года.
В тишине древних стен Ипатьевского монастыря веками хранилась рукопись, которой суждено было стать одним из главных сокровищ русской истории. В переписной книге 1595 г. она скромно упоминается как «книга, писана в полдесть, ветха». Но лишь спустя полтора столетия, в мае 1767 года, судьба летописи сделала неожиданный поворот, когда монастырь посетила сама императрица Екатерина II.
Речное путешествие государыни, вошедшее в историю как «Волжский вояж», имело не только политическое, но и культурное значение. В свите императрицы находился граф Владимир Орлов, возглавлявший Академию наук. Именно ему было поручено собирать по пути древние рукописи. Так бесценный кодекс покинул монастырскую библиотеку и отправился в Санкт-Петербург.
Первыми исследователями летописи стали академические переводчики Алексей Поленов и Сергей Башилов. Последний не только составил её первое научное описание, но и начал подготовку к публикации – работу, которую ему, увы, не суждено было завершить. Лишь в начале XIX в. Николай Карамзин, работая над своей бессмертной «Историей государства Российского», по-настоящему оценил значение этой находки, а в 1843 г. летопись наконец обрела свою достойную публикацию в академической серии.
Происхождение рукописи окутано тайной. Созданная в первой четверти XV в., она, вероятно, происходит из северо-западных земель Руси – возможно, из Пскова или Новгорода. В Кострому же она могла попасть в эпоху Ивана III, когда после падения Новгородской республики многие книжники и переписчики находили приют в центральных областях Московского государства.
Сегодня Ипатьевская летопись занимает почётное место в ряду величайших памятников древнерусской литературы. Её страницы сохранили для нас не только особую версию «Повести временных лет», но и уникальные свидетельства о жизни Галицко-Волынской Руси – земли, чья история могла бы навсегда кануть в Лету, если бы не эта удивительная рукопись, чудом сохранившаяся в костромской обители.
На средства Годуновых велось в Ипатьевском монастыре каменное строительство церковных, жилых и хозяйственных зданий. Благодаря этому, к началу XVII века сложилась дошедшая до настоящего времени периметральная застройка Ипатьевской обители с четким выделением функциональных зон на территории Старого города. Во всем прослеживалось строгое следование древним христианским монастырским канонам. В центре монастырского двора располагалась соборная площадь, юго-восточную часть которой занимал храмовый комплекс. Украшением его были две соборные церкви – во имя Живоначальной Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы; трапезная палата; звонница и три каменные усыпальницы Годуновых. Троицкий собор был пятиглавым, двухстолпным, на подклете, внутри и снаружи расписанный московскими мастерами. Шатровую Богородичную трапезную церковь украшала одна глава. Оба храма имели малые придельные церкви: в Троицком соборе – во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского, в зимнем – святителя Иоанна Златоуста. Во все времена эти святые покровительствовали древней Костромской обители.
Северо-восточную часть занимали административные постройки: Святые восточные ворота с надвратным храмом – главный въезд в монастырь, небольшие каменные двухэтажные палаты – кладовые и кельи с сенями, где могли располагаться вотчинный архив и монастырская казна. На северо-западе монастырского двора находилась жилая зона, которая включала иноческие и гостиные кельи; в юго-западном углу стояли хозяйственные здания – погреба-ледники, квасоварня, поварня, кладовые палаты, житница. Каменные крепостные стены с высокими башнями и крепкими захабами, снабженные всеми военными атрибутами, составляли внушительное оборонительное сооружение.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Для всех годуновских построек, многие из которых дошли до нашего времени, характерна простота и строгость. В них много так называемой «архаики», почти полностью отсутствует архитектурный декор. Хорошо чувствуется толщина стен, в основание многих зданий заложены мощные булыжники. Почти все здания воспринимаются как гармоничные архитектурные объемы, построенные на хорошем знании пропорциональных соотношений и учете функционального назначения их. К началу XVII века на мысу при впадении реки Костромы в Волгу выросла мощная крепость в камне, невиданная до сей поры в деревянной Костроме, где из каменных построек в деревянном кремле было лишь два храма.
Ипатьевский монастырь не случайно называют «колыбелью» Дома Романовых. В начале XVII века, после Смутного времени, волею судеб Ипатьевская обитель оказалась в центре важнейших исторических событий, связанных с возрождением Российской государственности, с утверждением в стране новой царской династии Романовых. Устроение Русской земли, окончательная победа над Смутой, не мыслились без «государева обиранья». Для выборов законного и достойного преемника угасшей династии Рюриковичей, в январе 1613 года в Москве собрался самый представительный Земский собор за всю историю средневековой России. От Костромы известно присутствие на Земском соборе архимандрита Ипатьевского монастыря Кирилла и игумена Богоявленского монастыря Арсения.
Описание всех дальнейших событий на Земском соборе и в Костроме прослеживается по воспоминаниям активного участника их – келаря Троице-Сергиевой обители Авраамия Палицына[1]. Первым заговорил о Михаиле Романове как о претенденте на царство «некто дворянского чина Галича града», который и «предложи на том соборе выпись о родстве цареви». Согласно этому документу, Романовы через первую жену Ивана Грозного Анастасию Романовну находились в самом близком родстве с угасшей династией великих Московских князей. Историческая миссия Земского собора 1613 года велика: «Божиим изволением и умолением всего освещенного собору и от всего царского синьклиту и всего воиньства, и от всенароднаго множества всех чинов и всех православных христиан избран бысть на Московское государьство царем и государем великий государь Михаил Федорович, братаничь блаженнаго великого государя Федора Ивановича всея Руси».

Призвание Михаила Федоровича на царство. Миниатюра из Коронационного альбома 1672-1673 гг.
К новоизбранному государю отправился «освященный собор» – торжественное посольство – с грамотой о всенародном его избрании на царство. 14 марта – воскресенье 4-й недели Великого поста – было назначено Михаилом Федоровичем днем принятия посольства в стенах костромского Ипатьевского монастыря. Воскресным мартовским утром под «звоны великие» колокольные «весь же церковный чин града того облекошяся во священныя ризы и взямше честныя кресты и чюдотворныя иконы, изыдошя из града со множеством народа». После встречи у восточных Святых ворот монастыря, в Троицком соборе глава посольства «архиепископ Феодорит принесе пред государыню и пред государя многомолебное писание [...], чтобы государыня пожаловала, благословила сына своего [...] Михаила Федоровича царем на Московское государьство».
Но именитые посланники получили непреклонный отказ от Михаила и его матери инокини Марфы Ивановны. «Архиепископ же Феодорит со освященным собором и боярин Федор Ивановичь и весь царский синклит со многими слезами моляще государыню на многи часы». Главная причина отказа матери в благословении сына на русское царство заключалась в «нестроении» на Руси: «Государство [...] разорилось до конца. Дворцовые села и черные волости, и пригородки и посады [...] запустошены, [...] служилые люди бедны, сокровища царские и их царское всякое достояние Литовские люди вывезли. И чем служилых людей жаловати, и свои государевы обиходы полнити, и против своих недругов [...] стояти?». Действительно, в слишком тяжелое, по истине смутное время доставалось еще неокрепшему Михаилу разоренное Московское государство. Да и отец Михаила – митрополит Ростовский Филарет продолжал томиться в польском плену.
Смирение матери и сына наступило лишь после твердых слов Архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита: «Виждь, благовернаа велика государыня Марфа Ивановна и благоверный и благородный великий государь Михаил Феодоровичь, [...] сотворите повеленное вам от Бога: во истину бо от Бога избрани есте; и не прогневайте всех владыку и Бога». И тогда инокиня Марфа Ивановна, обращаясь к Богородице, «со слезами рече: «О Богомати, Пресвятаа Богородице, и в твои пречистие руце, владычице, чадо свою предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезнаа, и всему православному христианьству». Вслед за этим, в соборе Пресвятой Живоначальной Троицы Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 года состоялся чин царского наречения: «И в той час возложишя на государя пречестный и животворящий крест, и жезл царский приим в руку свою и седе на стуле царском и наречен бысть [..] великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович, всея Русии самодержец». Важным следствием событий в Ипатьевском монастыре, важным для всего Русского государства, стало начало окончания страшного Смутного времени, установление мира и спокойствия в истерзанной междоусобицей стране.
Как отмечают исследователи, костромской период пребывания будущего государя Михаила Федоровича в Ипатьевском монастыре был очень важен не только царским наречением, но и решением первоочередных государственных вопросов. Здесь в здании, которое позже назовут Царскими Чертогами, проходили совещания и решались насущные вопросы государственного устроения и вхождения во власть нареченного царем Михаила Романова. Перед ним и его ближайшим окружением стояли задачи укрепления авторитета царской власти, налаживание взаимоотношений с сословиями и, прежде всего, с правящей элитой – государевым двором и служивыми людьми, а также восстановление разрушенного в годы Смуты дворцового хозяйства. Будучи в Ипатьевском монастыре, нареченный царь Михаил предпринял меры по взятию под свой контроль государственного управления. Он потребовал от московских властей – восстановленной Боярской Думы – присылки в Кострому государственной печати и боярского подлинного списка, для решения земельных вопросов и восстановления фонда дворцовых земель. Видимо, здесь же в Костроме обсуждались вопросы укрепления царской власти в городах через воеводские назначения. Известно, что по прибытии из Костромы в Ярославль, царем были назначены воеводы в Казань, Свияжск, Алатырь, Арзамас, Бежецкий Верх и другие города.

Палаты бояр Романовых и мемориальная колонна в Ипатьевском монастыре
Photo by Missis87 / CC BY-SA 4.0
Здесь, в Ипатьевском монастыре, собрались члены Великого посольства, сторонники Михаила Федоровича, выступавшие за него на Земском соборе 1613 года, – главы посольства архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит и боярин Федор Иванович Шереметев, боярин князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский, окольничий Федор Васильевич Головин, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф. Уже в Костроме сложилась своеобразная походная Дума, определенный правительственный кружок, решавший важные вопросы в период похода на Ярославль, а затем на Москву. Первенствующее положение в этом кружке занимали племянники инокини Марфы братья Борис и Михаил Михайловичи Салтыковы, большое влияние на решение вопросов оказывала и мать Михаила Федоровича Великая старица Марфа Ивановна[2].
[
В марте 1613 года юный Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, оказались под защитой мощных стен Ипатьевского монастыря под Костромой. Как же наследник будущей великой династии, только что избранный Земским собором, попал в эту волжскую твердыню?
Путь был более чем драматичным. После ссылки родителей при Годунове, Михаил с сестрой выжили благодаря родне. Освобожденные Лжедмитрием I, они воссоединились с матерью. После пленения Филарета и осады Москвы, в конце 1612 года Марфа с сыном смогли покинуть разоренную столицу.
Они укрылись в родовой вотчине Шестовых – селе Домнино под Костромой. Но опасность была велика: польско-литовские отряды охотились за новоизбранным царем. Зимой 1613 года, узнав, что Михаил был «на Костроме», один такой отряд схватил домнинского старосту Ивана Сусанина. Под пытками тот не выдал убежища царя и предпочел мучительную смерть предательству.
Понимая уязвимость деревянного Костромского кремля, горожане упрашивали Романовых перебраться в неприступный Ипатьевский монастырь. Решение далось Марфе тяжело: обитель была родовой святыней ненавистных Годуновых, да и женщине в мужском монастыре пребывать не подобало. Но материнский страх за сына пересилил всё. Они приняли убежище за каменными стенами, в специально выделенных палатах. Именно здесь, в Ипатьевском, Михаил узнал о своем избрании на царство и отсюда начал путь к престолу, спасенный верностью Сусанина и заботой матери.
В честь исторически значимых для судьбы России событий новоизбранный царь установил в день 14 марта новый церковный праздник чудотворной Феодоровской иконе Божьей Матери – новой покровительницы Дома Романовых. Кроме того, в день 14 марта был установлен и новый придворный праздник в честь костромской святыни, точный список которой Михаилом Федоровичем был увезен в Москву 19 марта 1613 года и помещен в кремлевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Ежегодно в этот день совершалось великое празднество, приравненное во всех отношениях к празднику Благовещения, с царскими выходами и Патриаршей церковной службой.

Тихвинская икона Божией Матери из иконостаса Троицкого собора Ипатьевского монастыря. XVI в. (КГОИАХМЗ)
Благодаря царскому покровительству, Ипатьевский монастырь стал богатеть и процветать: тарханные грамоты с льготами и земельные пожалования, денежные средства на ремонт монастыря и право беспошлинного провоза товаров на годовой монастырский обиход. В последней четверти XVII века по своим богатствам, по числу крестьянских дворов Ипатьевская обитель занимала 4-е место среди православных монастырей Русского государства, уступая лишь Троице-Сергиевому, Кирилло-Белозерскому и Спасскому Ярославскому монастырям.
Но особенно ценными были вложенные для охранения родной для Романовых обители духовные святыни: часть Ризы Господней; икона преподобного Михаила Малеина – святого покровителя царя Михаила Федоровича; список с чудотворного Тихвинского образа Пресвятой Богородицы; Царское место, как символ власти, символ постоянного присутствия первого государя династии Романовых в значимом для него монастыре. Щедро были одарены царем Михаилом Федоровичем и покровительница Костромы чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – свидетельница всех важных событий, и список с нее, сохранявшийся в новом приделе во имя преподобного Михаила Малеина Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа Ивановна приложила к образу, как подвес, двухстороннюю иконку – мощевик, выполненную на Афоне в технике сквозной резьбы по кипарису. Из всех царских вкладов к чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери и ее спискам, до наших дней сохранилась лишь эта икона-мощевик, представленная ныне в экспозиции епархиального Церковного историко-археологического музея. Круглая по форме, она имеет по торцу серебряную оправу, на которую напаяны 11 глухих кастов с мощами святых угодников Божиих.

Иконка–мощевик инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича.
(КГОИАХМЗ)
В середине XVII века в центре Ипатьевского монастыря возвысилось уже новое храмовое каменное здание Троицкого собора – четырехстолпное, с тремя апсидами, увенчанное пятью главами на световых барабанах. Храм был поднят на высокий подклет и с трех сторон окружен крытыми галереями. Собор был покрыт снаружи и внутри многоцветными росписями. Главный ансамбль настенной росписи в четверике храма был создан под руководством прославленного Гурия Никитина Кинешемцева – крупнейшего костромского иконописца-изографа этого времени, мастера первой статьи Оружейной палаты Московского Кремля. Современники художника, в немногих дошедших до нас письменных сведениях о нем, щедро воздают ему похвалу, отмечая высокую нравственную чистоту его, называя «иконописцем искусным и благочестивым мужем»[3]. Яркий, своеобразный творческий стиль этого выдающегося русского мастера XVII века соединял изысканную нарядность, виртуозность рисунка, подчеркнутую декоративность костромской традиции с продуманной конструктивностью построения композиции и формы, идущей от школы царских изографов.
Наследник новой царской династии Романовых государь Алексей Михайлович обогатил храмы Ипатьевского монастыря новыми замечательными святынями. Он пожертвовал сюда пять икон, среди которых особо выделяется образ Божией Матери «Умиление» первой трети XVII века, украшенный басменным золоченым окладом со скаными венцами. На полях киота изображены святые – покровители Ипатьевского монастыря и тезоименитые святые членов семьи Романовых – Шестовых: святой апостол Филипп и священномученик Ипатий епископ Гангрский; святой Федор Пергийский и преподобный Венедикт Нурсийский; преподобные Михаил Малеин и Ксения Римлянка; мученики Прокл и Марон. Эта святыня выполнена лучшими царскими иконописцами. В центре верхнего поля киота вмонтирована миниатюрная иконка второй половины XVI века «Достойно есть», резанная по слоновой кости.

Икона Божией Матери «Умиление» из Ипатьевского монастыря. 1-я треть XVII века.
(КГОИАХМЗ)
В память о важных семейных событиях, царь Алексей Михайлович прислал в Ипатьевский монастырь список Корсунской иконы Божией Матери середины XVII века, которой родители благословили родоначальника царской династии, сына своего Михаила Федоровича, когда он женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой.

Корсунская икона Божией Матери из Ипатьевского монастыря. Сер. XVII века.
(КГОИАХМЗ)
Цари и императоры Дома Романовых неоднократно посещали Ипатьевскую обитель и неустанно заботились о процветании ее, тем самым подчеркивая особое судьбоносное значение монастыря в истории династии. 15 мая 1767 года императрица Екатерина II, посетившая обитель, в письме отмечала: «Я пишу в Ипацком монастыре, который прославлен в истории нашей тем, что из него царь Михайло Федорович на Царство веден к Москве, и истинно сие место и видом, и богатством украшений в церквях, почтенно». В XIX веке в отношении Костромы у императоров Дома Романовых сложилась определенная традиция – императоры посещали Кострому и Ипатьевский монастырь дважды, будучи цесаревичами и вступив на царский престол. В программу обучения русских наследников престола входило обязательное посещение ими Костромской «колыбели» царской династии. В октябре 1834 года Ипатьевский монастырь почтил своим пребыванием государь Николай I, в августе 1858 года – император Александр II с императрицей Марией Александровной и дочерью Марией, в июле 1881 года – император Александр III с императрицей Марией Федоровной и князьями Николаем, Георгием и Алексеем.
В годы императорского правления Николая I Ипатьевский монастырь на «Высочайше дарованные средства» стал планомерно преобразовываться в Мемориал Дома Романовых. Архитектурное решение поставленной задачи было возложено на ведущего архитектора николаевской эпохи, автора храма Христа Спасителя в Москве, профессора I степени Академии Художеств Константина Андреевича Тона. По составленному им в 1835 году плану, предусматривалось выявление на территории Ипатьевского монастыря сохранившихся объектов мемориального значения, связанных с историей Романовых, перестройка, реставрация их с целью придания им и монастырю «величия и благолепия». Подправив фасады многих зданий, введя в оформление их и новых построек – церкви Рождества Пресвятой Богородицы, церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, Свечного корпуса – присущие русской национальной архитектуре элементы – шатер, «вислое каменье», кувшины-столбы, килевидные завершения окон, связав многие романовские постройки единым архитектурным оформлением, тем самым, подчеркнув их общий символический смысл, К.А. Тон достиг поставленной цели. Ипатий превратился в монастырь – памятник истории и славных дней династии Романовых, а, следовательно, – в символ процветающей России.

Церковь свв. Хрисанфа и Дарии и мемориальная колонна в Ипатьевском монастыре
Приезжавших в монастырь встречала парадная площадь, почти полностью оформленная в официальном русско-византийском стиле, в центре которой была сооружена памятная колонна, которая до сих пор называется Романовской, где на медных пластинах были обозначены самые памятные в истории монастыря события, даты, вклады. 11 декабря 1834 года ризница Ипатьевского монастыря пополнилась историческими реликвиями: Николай I прислал из Московской оружейной палаты черный деревянный посох и серебряный ковш с позолотой царя Михаила Федоровича, поля которого украшала резная надпись: «Божиею милостию государь царь и великий князь Михаил Федорович и всея Руси самодержец».

Посещение Ипатьевского монастыря императором Николаем II с семьей в мае 1913 г.
Особенно торжественным было пребывание в Костроме и Ипатьевском монастыре императора Николая II с семьей и многочисленными гостями в дни празднования 300-летия царствования Романовской династии. Программа двух майских дней 1913 года была очень разнообразной. Высочайшие гости присутствовали на торжественном Богослужении в Успенском кафедральном соборе; стали первыми посетителями Романовского музея; заложили юбилейные рубли и именные кирпичики в основание памятника в честь 300-летия Дома Романовых, который должен был в скором времени возвыситься над Волгой; побывали в Богоявленском монастыре и церкви Воскресения Христова на Дебре. Ипатьевский монастырь высочайших гостей встречал преображенным: незадолго до юбилея здесь прошли крупномасштабные реставрационные работы. Свои впечатления от пребывания в «дорогих сердцу местах» государи оставляли в памятных грамотах, до сих пор сохраняемых в Церковном музее на территории Ипатьевского монастыря.
Май 1913 года. Под гул колоколов и пушечные салюты последний русский император Николай II с семьей отправляется в необычное путешествие. Цель – отметить 300-летие Дома Романовых, пройдя по следам предков, по городам, спасшим Россию в Смуту.
Их путь – живой учебник истории. Во Владимире и Суздале царь, потрясенный древними святынями, выбирает иконы для столичного музея. В Нижнем Новгороде он склоняет голову у стен кремля, поминая Кузьму Минина – вождя ополчения, открывшего путь Романовым на трон.
Апофеоз – Кострома, колыбель династии. 19 мая флотилия императора причаливает под залпы и ликующие крики. Николай следует стопам юного Михаила Федоровича: вступает в Ипатьевский монастырь через ворота Зеленой башни. Здесь, в Троицком соборе, он молится перед Феодоровской иконой – той самой, что благословила первого Романова на царство. Осматривает памятник предку и Ивану Сусанину, чья жертва спасла Михаила. Щедрые дары городу (10 тысяч рублей бедным) и благодарность за радушие стали ответом на теплый прием.
Далее – Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский. В Москве, в Архангельском соборе Кремля, Николай зажигает свечу у гробницы основателя династии Михаила, осматривает реликвии в доме бояр Романовых.
Это паломничество по истокам стало лебединой песней блистательной Империи. Казалось, династия, прошедшая через века, обрела новую силу. Толпы встречали государя с искренним воодушевлением. Никто тогда не мог представить, что всего через несколько лет страну поглотит бездна, а царская семья примет мученический венец.
Долгие годы Ипатьевский монастырь имел значение важного духовно-административного центра – здесь размещался Архиерейский дом, который был средоточием епархиального управления, местом пребывания епископа Костромского и Галичского. Троицкий храм с 1744 по 1835 годы являлся кафедральным собором Костромской епархии.
В 1919 году Ипатьевский монастырь был закрыт, в начале 1930-х годов в нем был уничтожен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На монастырской территории новая власть в разное время размещала детский приют, армейские казармы, стадион, танцплощадку, многочисленные квартиры поселка костромских текстильщиков «Советский № 3».
С 1958 года памятники бывшего Ипатьевского монастыря были переданы созданному Костромскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Прошла научная реставрация и в восстановленных постройках монастырского ансамбля разместились музейные фондохранения, экспозиции и выставки, посвященные истории Костромы и Костромского края.
Через семьдесят лет после закрытия, в конце 1980-х годов, в Ипатьевском монастыре началось возрождение монашеской жизни. Первое богослужение в обители, после многих десятилетий гонений на Русскую Православную Церковь, состоялось 23 ноября 1989 года. Полностью монастырь был передан Костромской епархии в конце 2004 года. Крупномасштабные ремонтно-реставрационные работы возвратили Ипатьевской обители ее первоначальное великолепие.
В жизни Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря происходят важные события: его посещали Патриархи Московские и всея Руси Алексий II и Кирилл; президенты Российской Федерации Б.Н. Ельцин, В.В. Путин и Д.А. Медведев; возвращаются христианские святыни и продолжают поступать ценнейшие вклады.
4 ноября 2005 года в день празднования Казанской иконы Божией Матери в Ипатьевскую обитель была возвращена древняя монастырская святыня – часть Ризы Господней, вложенная царем Михаилом Федоровичем и Патриархом Филаретом в 1626 году и хранившаяся в Троицком соборе до первых лет советской власти. В настоящее время православная святыня пребывает в алтаре главного Троицкого соборного храма и в дни Великих православных праздников выносится на поклонение прихожанам. Удивительный по красоте и духовной глубине памятник находится в иконостасе Троицкого собора – чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери середины XVI века. Ценнейший вклад был сделан в Ипатьевский монастырь в 2006 году – на колокольне обители появился самый большой в настоящее время 500 пудовый колокол «Царь Михаил». Его вложил принц Кентский Майкл, находящийся в прямом родстве с Домом Романовых. Колокол отлит в память 400-летнего избрания на престол государства Российского царя Михаила — тезки этого члена британской королевской семьи.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
В Ипатьевской обители возродились важные монастырские церковные святыни — начались каждодневные службы в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; в Троицком соборе состоялся чин Великого освящения придела во имя преподобного Михаила Малеина — святого покровителя первого Царя из династии Романовых; построена заново в архитектурных формах середины XIX века разрушенная при Советской власти церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 2004 году в стенах древнего Ипатьевского монастыря создан Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви (ЦИАМ), как преемник и продолжатель традиций Древлехранилища – дореволюционного церковного музея. Основу коллекции ЦИАМ составляют святыни Ипатьевского монастыря – вклады Годуновых и Романовых, широко представленные на экспозициях и выставках.

Экспозиция Церковного историко-археологического музея в Ипатьевском монастыре
К монастырю святого Ипатия возвратилась его былая красота, величие и слава; он возрождается как важный центр духовной жизни Костромского края, как бесценное духовное сокровище России, куда стекались и ныне стекаются тысячи паломников и туристов, желающих получить нравственную и духовную поддержку.
Светлана Геннадьевна Виноградова,
Главный хранитель
Церковного историко-археологического музея
Костромской епархии РПЦ
Информация для паломников:
Вы можете посетить Ипатьевский монастырь в рамках экскурсионного маршрута «Царственная Кострома», а также паломнических туров «Путешествие по мужским монастырям Костромской области» и «Кострома – колыбель рода Романовых».
Подробности на сайте Паломнической службы Костромской епархии «Стезя» https://kremlkostroma.ru/stezya/.
[1] Сказание Авраама Палицына. Под ред. Л.В. Черепнина. М.-Л., 1955.
[2] Павлов А.П. Царь Михаил Романов: вхождение во власть // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019.
[3] Повесть о построении Николо-Пенской и Федоровской церквей // Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М., 1982.


