Давайте, посетим места в нашем городе Пскове, которые связаны с именем будущего патриарха Тихона.
Но сначала поговорим об образовании.
История духовного образования в нашей стране связана с 1721 годом, когда Петр I при помощи епископа Феофана (Прокоповича) выпускает Регламент, или Устав Духовной коллегии, который регулирует отношения государства и Церкви.
В Регламенте, среди прочего, было прописано создавать при Архиерейских домах училища для мальчиков. Предварительный экзамен был направлен не столько на оценку знаний, сколько на развитие нравственных качеств будущих служителей.
Духовная школа в Пскове была открыта усилиями епископа Псковского и Изборского Рафаила (Заборовского) и размещалась сначала в Троицком соборе, а потом на подворье Псково-Печорского монастыря. Полученное в ней образование соответствовало первому классу приходских училищ. Детей учили Закону Божьему, чтению по церковным печатным книгам и написанию по-русски.
Сначала, с 1728 г., здесь была славяно-российская школа. А в 1733 г. она становится семинарией. Для нее строится отдельный 2-этажный каменный дом с пятью флигелями для проживания учеников и хозяйственными службами.
Учащиеся высших классов могли принимать монашество, и уже в этом звании продолжать учебу.
В 1755 г. появился латинский класс и новые предметы: Латинский язык, Пиитика, Философия, Риторика, Богословие и проч.
Псковская духовная семинария в XIX в.
Фотография предоставлена автором.
Что из себя представляла семинария?
Первый этаж: кабинет ректора и больница на 25 человек.
Второй этаж: пять учебных комнат и храм Трех Святителей с двумя рядами окон и куполом на крыше.
Над входом было размещено изображение Всевидящего Ока и надпись: «Господи! Во свете твоем узрели свет!»
Семинария славилась преподавателями, среди которых были Николай Ильич Серебрянский — автор работ о монастырях и житиях святых Псковской земли; Александр Сергеевич Князев — писатель, археолог, краевед и знаток псковских древностей; Иван Иванович Василев — историк, общественный деятель, почетный гражданин Пскова; Иеромонах Алексий (Симанский) — инспектор семинарии и преподаватель Нового Завета, будущий Патриарх Московский и всея Руси; Иеромонах Иувеналий (Масловский) —преподаватель гомилетики, будущий священномученик.
Среди выпускников мы также находим известные имена: Иван Евсеевич Евсеев — знаменитый филолог, специалист по текстологии славянской Библии, богослов, член-корреспондент Академии наук; Пётр Иванович Шалфеев — богослов, патролог, профессор СПбДА; протоиерей Александр Петрович Рождественский — библеист, богослов, профессор СПбДА и Богословского факультета Софийского университета (Болгария); Всеволод Богоявленский — будущий преосвященный Виктор, архиепископ Омский и Павлодарский, и еще целый ряд архиереев Русской Церкви.
Особое место в этом ряду занимает Василий Иванович Беллавин — будущий Патриарх Московский и всея России.
Итак, год 1878-й. Проделав путь протяженностью в 300 с лишним верст, молодой человек в возрасте 13 лет приезжает из Торопца в Псков. Он уже окончил духовное училище, а теперь цель — поступить в Псковскую духовную семинарию.
Список студентов Псковской духовной семинарии за 1879/80 учебный год.
Под цифрой 7 значится Василий Беллавин.
Фотография предоставлена автором.
И он поступает.
Чему обучают в семинарии? Это русская история, всеобщая история, логика, философские учения, психология, география, педагогика, история русской литературы, греческая хрестоматия, грамматика древних славян, европейская грамматика, математика, черчение, медицина, гимнастика, пение, богословские науки.
Кроме того, семинаристы изучают пять иностранных языков: французский, немецкий, греческий, еврейский, латинский. По окончании каждого курса, летом, экзамены и дискуссии.
Преподаватели семинарии отмечали у Василия Беллавина прекрасную память, одаренность и добрый нрав. Будущий Патриарх много читает. Личный формуляр семинариста первого класса следующий: журналы «Сын отечества», «Географические очерки», «Сельское хозяйства», «Медицина». И это чтение поможет в дальнейшем ориентироваться в этом непростом мире.
Духовное воспитание наш семинарист получил в семье, в родительском доме. Отец, кроме всего прочего, научил ловить рыбу, управлять лодкой, ездить верхом на лошади.
Родитель будущего Патриарха, иерей Иоанн Беллавин, был хорошо образован. Он закончил Великолукское духовное училище, затем Псковскую семинарию, знал четыре языка. Вспоминают, что отце Иоанн любил ранние службы, на проповедях призывал к милосердию, осуществлял сбор пожертвований на строительство храмов на Кавказе, занимался вопросом улучшения быта паломников в Палестине, участвовал в возведении памятника Михаилу Ломоносову.
Отец будущего патриарха Тихона, Иоанн Тимофеевич Беллавин, родился в 1822 году в селе Сопки в семье священника. Его детство было непростым: после смерти отца семья осталась без кормильца, и юный Иван учился в Великолукском приходском училище «на содержании матери», пока его старший брат Григорий, приняв отцовский приход, не смог поддержать родных.
Окончив Псковскую духовную семинарию, Иван Беллавин начал служение в глубинке — сначала в селе Харитоново, где занял место запившего священника, а затем в погосте Клин. Несмотря на скромные условия и бедный приход, он проявил себя как мудрый и терпеливый пастырь, заслужив уважение прихожан и церковного начальства. Впоследствии он был переведён в Торопец, где продолжил служение в Спасо-Преображенской церкви.
Иоанн Тимофеевич воспитал троих сыновей, среди которых был и будущий патриарх Тихон. Его жизнь, отмеченная усердием в служении и заботой о семье, стала примером христианского благочестия и преданности вере.
А мама, Анна Гавриловна, удивительная домохозяйка, занималась воспитанием мальчишек... О необычайно теплом отношении матери и сына говорит, то, что из всех мест своего служения Василий (ставший затем Тихоном) пишет ей письма и посылает телеграммы. В Печорах находится икона святителя Тихона со складнем, которым мама благословляла его на служение в Америке.
Дети в семье были прекрасно образованы и вели себя скромно.
У будущего Патриарха было три брата: Павел закончит Псковскую семинарию, затем Историко-филологический факультет в Санкт- Петербурге, будет назначен учителем латинского языка Сызранского духовного училища; Иван еще студентом станет учителем Закона Божия в Торопецком училище; Михаил станет верным помощником святителя Тихона: он переедет с ним в польский Холм, а затем и в Америку, где станет личным секретарем брата-епископа и библиотекарем епархиальной библиотеки. Увы, все братья святителя рано уйдут из жизни, не оставив потомства.
Итак, блестяще закончив Псковскую духовную семинарию, Василий Беллавин поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Заканчивает он ее также блестяще, и, согласно существующей практике того времени, возвращается в Псков, где получает место преподавателя в родной семинарии. Что же он преподает? Догматическое богословие, нравственное богословие, французский язык.
Проживает он в то время вместе с братом Михаилом в доме Князевых в Никольском переулке, неподалеку от храма Николы со Усохи.
1891 год. Василию Ивановичу Беллавину 26 лет. Он принимает решение о монашеском постриге. Его желание осуществляется 14 декабря в Трехсвятительском храме Псковской духовной семинарии.
Монашеское имя — Тихон — получено в честь великого молитвенника, святителя Тихона Задонского. Псковичи очень полюбили преподавателя Беллавина и, узнав о постриге, спешили, чтобы все это увидеть своими глазами.
А уже через несколько дней монах Тихон, торопится мимо дорогих сердцу храмов в Троицкий кафедральный собор, где его ждет рукоположение. Дух захватывает от красоты убранства Псковской Троицы: сохранившийся с времен создания семиярусный иконостас, чудотворные иконы: Чирская, Псково-Покровская… Все эти образы и сейчас находятся в соборе.
Через три месяца последует назначение в Холмскую епархию, а затем в далёкую Америку. Именно оттуда, из Сан-Франциско, приходит банковский чек от 19 октября 1900 г. на сумму 2500 рублей с сопроводительным письмом следующего содержания:
«В благодарную память о Псковской Духовной семинарии, где я обучался (1878-1884 г.), а потом и был учителем (1888-1892), т.е. четыре года, честь имею при сем препроводить в правление Псковской духовной семинарии банковский чек на сумму 2 тысячи 500 рублей с тем, чтобы на проценты с оных была учреждена при семинарии стипендия моего имени. Я желал бы, чтобы:
- Стипендиат был духовного звания или сын бедных родителей.
- Отличался благонравием.
- Не был лишен стипендии в случае оставления в каком–либо классе на повторный курс по болезни или недоразвитию (а не лености).
- Чтобы по окончании служил по духовному ведомству.
Подробная выработка Положения о стипендии и зачислении на оную предоставляется Правлению семинарии с утверждением Епархиального Преосвященства.
О получении банковского чека покорнейше прошу почтить мня уведомлением.
Епископ Тихон».
В июне 1903 года владыка Тихон отправился в Россию на сессию Святейшего Синода. На две недели он приезжает на малую родину, в Псковскую губернию. Навещает мать, которая осталась совсем одна. Посещает могилу отца. Заходит в храмы, где молится как простой прихожанин.
В 1913 г. он назначен на Литовскую кафедру. Его путь из Ярославля на запад лежит через псковщину. Он заезжает в Торопец чтобы получить материнское благословение. Посещает семинарию, где отдает часть личных сбережений беднейшим ученикам. А еще деньги на гостинцы воспитанникам, подарки и сладости преподавателям.
Когда преосвященный Тихон уезжает из Пскова в Вильно, на вокзал собираются все преподаватели духовной семинарии, чтобы его проводить…
Пройдет много лет. В московском Донском монастыре будут обретены мощи святого патриарха.
12 декабря 2017 года состоялось знаменательное событие – принесение старой раки святителя Тихона в Псковскую митрополию. Здесь, на древней земле, святыню встречал митрополит Псковский и Порховский Евсевий; викарий Псковской митрополии епископ Гдовский Фома; наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев); настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Пскова протоиерей Иоанн Муханов; благочинные округов, настоятели и священники храмов митрополии.
Ко всем собравшимся вместе в торжественный день митрополит Евсевий обратился с архипастырским словом, в котором отметил особое значение этого события для верующих псковской земли:
«Вот и к нам прибыла рака, прибыл гроб святителя Тихона, в котором он находился своими святыми мощами со дня их обретения до нынешнего праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда святые мощи святителя Тихона были переложены в другую, новую раку.
А нам досталась эта священная рака, освященная и Церковью, и святыми мощами нашего земляка, нашего близкого святого – святителя Тихона, патриарха Всероссийского.
Я считаю, что и этот предмет, и эта святыня не случайно определены нам.
Святитель Тихон, видимо, позаботился о своих людях, потому что здесь он пребывал в детстве, в юности, в монашестве, трудился как преподаватель в семинарии, ныне это здание университета, где в Трехсвятительском храме пребывает частица его святых мощей».
С этого дня рака пребывает в приделе святителя Тихона храма Успения с Полонища города Пскова.
На земле нашей псковской есть еще места, которые так или иначе связаны с именем патриарха Тихона:
— памятник равноапостольной княгиня Ольге (раб. В.Клыкова) с горельефом патриарха,
— православная гимназия имени патриарха Тихона (ныне школа с изучением основ православной культуры),
— письма патриарха Тихона своему современнику о. Сергию из Великих Лук,
— частичка мощей в иконе, что находится в Псково-Печорском монастыре,
— икона патриарха Тихона со складнем, которой его благословила мама – там же
— письма патриарха Тихона, адресованные архимандриту Аркадию.
Информация для паломников:
Епархиальный паломнический центр «Вольный странник»
г. Псков, ул. Советская наб. д.1/2.
тел. +7 921 000-70-33
Официальный сайт: vstrannik.ru
Руководитель о. Михаил (Буценка).
Руководитель ЕПЦ «Вольный странник» приглашает на новый маршрут.
Программа включает в себя:
— встречу группы на вокзале
— посещение Псковской семинарии и храма Трех святителей
— посещение храмов Василия на Горке, архистратигов Михаила и Гавриила
— знакомство с вечевой площадью и святынями Троицкого кафедрального собора
— возможность приложиться к раке от мощей патриарха Тихона в храме Успения с Полонища.
Если Вы останетесь на второй день, мы покажем Вам в Печорах (60 км от Пскова) места, связанные с патриархом Тихоном, в том числе и в пещерах дальних.
А если Вы захотите посетить музейные экспозиции, то вашему внимаию предлагается выставочный проект во Дворе Постникова «Я родом из дома Святой Троицы».
«Патриарх Тихон и Псков» — называется часть этого проекта, где можно увидеть:
— Поручи патриарха из облачения патриарха, изготовленные на фабрике И.А.Невержеева в 1904 г.
— Куколь патриарха Тихона, который пребывал на его мощах в раке в Донского монастыря.
— Нагрудную икону, которая, вероятно, принадлежала патриарху Тихону.
Материал подготовила Любовь Владимировна Масленникова, экскурсовод, член Союза Краеведов России.
Первая фотография публикации - https://vk.com/wall-161665835_5129