Святитель Арсений Тверской и его воскресший монастырь

Путешествия со смыслом

Святитель Арсений Тверской и его воскресший монастырь

Паломничества бывают разными. Можно за два часа дойти пешком до ближайшего монастыря и поклониться чтимой иконе Божией Матери; можно сесть на самолет и отправиться за тысячи километров на Святую Землю или Афон; можно присоединиться к многодневному крестному ходу и по полевым дорогам перенести чудотворный образ из одного храма в другой; можно с комфортом доехать по шоссе до великолепного и благоустроенного монастыря, чьи золотые купола будут видны за много километров, а древние стены поражать воображение.

Но существует и еще одна разновидность паломнической поездки – поездка к невидимой святыне. Она особенно актуальна в наши дни, когда, несмотря на впечатляющее духовное возрождение русского общества, случившееся в последние три десятилетия, на теле нашей Родины по-прежнему остаются раны в виде полностью уничтоженных храмов и монастырей.

В годы гонений каждой церкви была уготована своя судьба: меньшая часть чудом уцелела, но в лучшем случае эти храмы стал музеями; большая же была осквернена и изуродована, церкви превращены в зернохранилища и клубы, психиатрические больницы и исправительные колонии. Огромное число храмов было физически уничтожено, взорвано, разобрано на кирпичи. Но и они делятся на те, что хотя бы теоретически подлежат восстановлению, и те, которые, по-видимому, исчезли навсегда. На месте последних построены многоквартирные дома и вестибюли метрополитена, проложены скоростные трассы, плещутся волны водохранилищ.

Колокольня – единственное строение, оставшееся от затопленного Николо-Жабенского Калязинского монастыря

Однако историческая память о святыне пробивается как росток через асфальт и сподвигает тысячи православных людей идти, ехать, плыть в эти, казалось бы, пустые или, наоборот, застроенные, места, где ничто видимое не свидетельствует о некогда кипевшей здесь духовной и культурной жизни. Но где, тем не менее, спрятано сокровище под спудом. Места, где столетия непрерывно возносилась молитва, где совершалась Божественная Литургия, где почивали мощи святых и совершались чудеса, где переписывали священные книги и писали иконы – такие места ни в коем случае нельзя назвать пустыми. Там, у незримого алтаря, по-прежнему стоит Ангел Господень, а в толще земли лежат кости праведников.

Особенно отрадно, когда на наших глазах из небытия возрождаются такие, как можно было подумать, навсегда исчезнувшие святыни. Ярким примером такого рода является Тверской Свято-Успенский Желтиков монастырь, основанный в далеком XIV веке святителем Арсением, чью память сегодня празднует Православная Церковь. Более того, сегодня исполняется 615 лет со дня блаженной кончины святителя.

Святитель Арсений Тверской. Икона

Сведения о происхождении свт. Арсения противоречивы. Мы наверняка знаем только то, что свой иноческий путь он начал в Киево-Печерском монастыре, где на него обратил внимание и приблизил к себе святитель Киприан, митрополит Киевский. Память о великой пещерной обители преподобных Антония и Феодосия святой Арсений пронесет через всю жизнь.

Свт. Киприан приехал на Русь из Константинополя по поручению патриарха свт. Филофея в 1373 году. Ему была поставлена задача примирить литовских и тверских князей, с одной стороны, и московских князей и митрополита всея Руси свт. Алексия, с другой. Несмотря на первоначальный успех, эта миссия была провалена, и в 1376 г. Киприан прибыл в Киев уже в сане митрополита Киевского и Литовского. Хиротонисан он был с тем условием, что после смерти уже престарелого свт. Алексия, он вновь объединит Русскую митрополию под своим омофором. Святитель Алексий отошел ко Господу через два года, и Киприан отправился в Москву, надеясь если не на теплый прием со стороны великого князя Дмитрия Донского, то на подчинение его решению Вселенского Патриарха. Однако Киприан, напротив, был с бесчестьем изгнан из московских пределов, и на Руси начался период затяжного церковного кризиса или, как писал летописец, «мятежа во святительстве».

Святитель Киприан, митрополит Киевский и Московский. Икона

Не исключено, что в том рейде свт. Киприана на Москву митрополита уже сопровождал св. Арсений. После провала затеи с поставлением на митрополию Митяя и наказания вышедшего из-под контроля Пимена Дмитрий Донской смиряется с кандидатурой Киприана и приглашает его в Москву. Хотя источники ничего об этом не говорят, но мы и здесь можем предположить, что в числе помощников митрополита присутствовал печерский монах Арсений. Когда в августе 1382 г. на Москву обрушилось ордынское войско хана Тохтамыша, свт. Киприан бежал не куда-нибудь, а в Тверь, к своему хорошему знакомому князю Михаилу Александровичу. Видимо тогда митрополит и представил тверскому правителю св. Арсения, который произвел на князя самое положительное впечатление. Иначе сложно объяснить тот факт, что через восемь лет Михаил будет просить у Киприана рукоположить на Тверь именно Арсения.

Однако случится это только после кончины св. Дмитрия Донского. Вернувшись на пепелище, в которое превратил Москву Тохтамыш, великий князь не захотел снова видеть Киприана, бросившего, по мнению Дмитрия, свою паству, и святителю вновь пришлось удалиться в Литву. Но прошло еще семь лет, Дмитрий Иванович отошел ко Господу, и свт. Киприан, пользовавшийся расположением сына Дмитрия Василия, вдовствующей великой княгини Евдокии Дмитриевны, преподобных Сергия Радонежского и Феодора Симоновского, окончательно перебрался в Москву. Тем более что к этому моменту он уладил все канонические вопросы в патриархии и мог занять митрополичий стол без каких-либо опасений и оговорок. Рядом с Киприаном мы видим протодиакона Арсения.

К этому моменту великий князь Тверской Михаил Александрович уже несколько лет находился в разладе со своим епископом Евфимием Висленем. Тверской архипастырь, не найдя взаимопонимания с князем, удалился в монастырь, фактически оставив кафедру без управления. Михаил, наконец, дождался появления законного митрополита и тут же обратился к нему с просьбой совершить разбирательство над Евфимием. Святитель Киприан в далеком 1374 году присутствовал при хиротонии владыки Евфимия; теперь же ему, облеченному властью, предстояло устроить суд над тверским архиереем.

В Тверь прибыла представительная делегация, состоявшая, помимо Киприана, из двух греческих митрополитов – Никандра Гаианского и Матфея Адрианопольского, и двух русских епископов – святителя Стефана Пермского и святителя Михаила Смоленского. В качестве ближайшего помощника русского митрополита приехал на берега Волги и протодиакон Арсений.

Великий князь Тверской Михаил Александрович встречает святителя Киприана в Твери. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, XVI в.

Епископ Евфимий в результате был отстранен от управления Тверской епархией и отправлен в московский Чудов монастырь на покой. Когда встал вопрос о кандидатах, способных его заменить, великий князь Михаил попросил Киприана рукоположить на Тверь Арсения. В свое время отказавшийся даже от иерейского сана, кроткий Арсений кинулся в ноги митрополиту, со слезами умоляя не возлагать на него непосильную ношу архиерейского служения, «недостоина себе нарицая таковаго начинания смирения ради»[i]. Но, по-видимому, святитель Киприан убедил любимого сотрудника, с которым ему и самому вряд ли хотелось расставаться, в том, что на то есть воля Божия.

24 июля 1390 г. св. Арсений был возведен на Тверскую епископию. Продолжалась великая эпоха, названная впоследствии эпохой Святой Руси. Еще был жив преподобный Сергий, его ученики и собеседники уже преобразили Русский Север россыпью чудных обителей; многие стали архипастырями, миссионерами, духовниками князей; города украшались белокаменными соборами с прекрасными фресками и иконами; шло духовное и культурное возрождение освобождавшейся из-под татарского ига России. Достойное место в этом сонме святых занял и епископ Арсений.

Святитель Киприан рукополагает святителя Арсения во епископы. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, XVI в.

Близость к святителю Киприану, который стал мощным связующим звеном еще недавно изолированной от внешнего мира Руси с православным Востоком, позволила св. Арсению приобщить тверитян к высокой византийской культуре. Преображенский собор украшается греческими иконами, в том числе иконой Страшного суда, подаренной святителю лично Константинопольским патриархом. На острове в устье Тьмаки продолжают свои труды греческие монахи – насельники Феодоровского монастыря. Епархиальную библиотеку пополняет список «Лествицы» прп. Иоанна Синайского, переведенной на славянский самим митрополитом Киприаном. Один из первых высоких иконостасов России был устроен по благословению свт. Арсения в кафедральном соборе. Он же возрождает в Твери регулярное летописание.

”Лествица” прп. Иоанна Синайского. Тверь, 1402 г. Фрагмент рукописи

Для братии устроенного им Желтикова монастыря, о котором пойдет речь ниже, Арсений составляет сборник житий и душеполезных историй Киево-Печерского монастыря. Дошедший до нас список, именуемый Арсениевским и датируемый 1406-м годом, является древнейшей редакцией Киево-Печерского патерика.

Киево-Печерский Патерик. Арсениевский список. Тверь, начало XV века. Фрагмент рукописи

Собственно основание святителем Желтикова монастыря стало ни чем иным как проявлением любви к родной обители, от которой его теперь отделяли многие сотни километров. Все началось в 1394 году с возведения в живописной излучине Тьмаки в 4 верстах от Твери деревянного храма преподобных Антония и Феодосия. За ним последовала закладка уже большого каменного храма, освященного – как и киевский кафоликон – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так св. Арсений положил начало славному Успенскому Желтикову монастырю, которому суждено было стать украшением и духовным центром Тверской земли. Кельи быстро наполнились иноками, среди которых был и преподобный Савва, впоследствии основавший Вишерский монастырь в 10 км. от Великого Новгорода.

Свт. Арсений освящает Успенский собор Желтикова монастыря. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, XVI в.

Хотением возжелел еси, святителю отче Арсение, имети в пастве твоей подобие святыя лавры Киево-Печерския; темже устроил еси близ града Твери обитель во имя Честнаго Успения Пресвятыя Богородицы и Преподобных отец Антониа и Феодосиа Печерских, идеже сонм иноков благоговейных собрал еси мудре и научил еси их словом и благим примером твоим в преподобии и святыни пети Богу: Аллилуиа (Акафист, кондак 7)

Обитель в Желтиково изначально задумывалась Арсением как место последнего упокоения тверских архипастырей. За неимением в тверских пределах пещер, подобных киевским, усыпальница была устроена в виде традиционного кладбища. Святитель завещал и себя похоронить в новой обители, что было исполнено в 1409 году, когда после 19 лет мудрого управления епархией, 2-го марта он мирно отошел ко Господу.

Перенос гроба свт. Арсения из Твери в Желтиков монастырь. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, XVI в.

Успенский монастырь быстро стал кузницей кадров. Многие воспитанники обители святого Арсения стали Тверскими (и не только) владыками. Так, игумен Илия был возведен в сан епископа в 1434 году. Именно по его благословению тверское посольство во главе с боярином Фомой отправилось на Ферраро-Флорентийский собор; именно он изгнал из Твери сбежавшего из Москвы вероотступника Исидора; его подпись стоит и под грамотой об избрании святителя Ионы митрополитом Московским.

Владыка Илия в 1447 году обручил наследника московского престола Ивана Васильевича с тверской княжной Марией Борисовной. Через 36 лет великий князь Иван III снова оказался в Твери. По пути в строптивый Новгород он остановился с войском на отдых, чем воспользовался епископ Вассиан. Преосвященный обратился к государю с просьбой разрешить обрести мощи святого Арсения. Получив высочайшее изволение, владыка Вассиан вскрыл каменный гроб, по преданию, вырезанный святителем собственноручно, и обнаружил в нем нетленное и благоуханное тело святого Арсения. Тогда же была написана икона, иноком Феодосием составлена служба, зафиксированы первые чудеса от мощей угодника.

Великий князь Иван III. Памятник на территории Владимирского скита Свято-Успенской Тихоновой пустыни, Калужская область. Скульптор Н.Н. Анциферов

Однако официальная канонизация свт. Арсения произойдет только в 1547 г. на первом Макарьевском соборе, участником которого среди прочих русских архиереев был и свт. Акакий Тверской. Этот замечательный епископ, духовное чадо прп. Иосифа Волоцкого, прославился своей милостью, в том числе и к преподобному Максиму Греку, прожившему 20 лет в заточении в Тверском Отроче монастыре. Как и его предшественник на тверской кафедре, грек Нил, святой Акакий (в схиме Александр) был похоронен в Желтиковом монастыре.

Восстановленная могила святителя Акакия Тверского на территории Свято-Успенского Желтикова монастыря

Именно при владыке Акакии святитель Арсений явил чудо воскрешения из мертвых рыболова Терентия. В 1566 году гражданин Твери Терентий-рыболов, имевший большую веру ко святителю Арсению, впоследствии потерял ее, стал много пить и потерял разум. В конце концов, мать и отец привезли Терентия в Желтиков монастырь, где он вскоре и скончался. Мертвеца поместили во гроб, который поставили в Успенском храме, рядом с ракой святителя. Родители рыболова горько рыдали и укоряли Арсения со словами: «Мы надеялись милость от тебя получить, святче Божий, а ты навел смерть на человека; лучше бы ему умереть в дому нашем, нежели в твоей обители, тогда сердца наши не омрачились бы неверием»[ii]. Через два дня после смерти, во время чтения Евангелия, Терентий восстал из гроба. Преосвященный Акакий подробно описал это чудесное событие царю Ивану Грозному и ходатайствовал, чтобы тот благоволил учредить в Успенской обители архимандрию. Прошения владыки было удовлетворено, и первым Желтиковским архимандритом стал священноинок Савватий.

Множество чудес было явлено по молитвам ко святителю Арсению. Обильно подавал Божий угодник исцеление от болезней, утешение в скорбях, защиту от искушений. Но мог святой проявить и строгость. Особенно когда дело касалось святотатства. Так, в годы Смуты, а именно в 1609 г., «литовские люди» разоряли тверские города и села. Дошли они и до обители св. Арсения, устремились в соборную церковь. Среди прочего нашли они там покров, лежавший на гробе святителя. Покров этот был вкладом московского купца Космы Семеновича Глазынина. По его заказу и на его средства соткан он был известной золотошвеей, игуменией Свято-Алексеевского монастыря Феогнией. Один литвин, взяв покров с раки угодника, бросил его на своего коня и хотел было сам водрузится в седло, как вдруг невидимой силой конь с наездником подбросило на большую высоту, оттуда они низверглись вниз, вследствие чего и грабитель, и животное убились до смерти. Покров же сам поднялся вверх и аккуратно лег на крышу собора. Бандиты поспешили прочь из монастыря, после чего перепуганные, но счастливые монахи с благоговением достали покров с кровли и вернули на гроб святого Арсения.

Шитый покров с изображением свт. Арсения Тверского, XVII век

Через 45 лет после этого чуда по пути на Валдай в Желтиково заехал патриарх Никон. Он захотел видеть мощи святителя. Гроб открыли, и очам патриарха предстало нетленное и благоуханное тело Арсения. Будто в подтверждение чудесного сохранения останков одежда святого сильно потемнела, и Никон приказал переоблачить мощи. На теле Арсения было обнаружено четыре плетеных креста. Два из них с частицами мощей святителя по распоряжению патриарха были отправлены в Москву, один – в Тверь, а четвертый оставлен в монастыре. В 2013 г. одна из этих частиц, чудом сохранившаяся в Москве, была возвращена на Тверскую землю, и передана в Николо-Малицкий монастырь до возрождения Желтикова монастыря. Также патриарх Никон благословил переосвятить Спасский придел Успенского собора в честь святителя Арсения.

В 1656 г. Желтиков монастырь посетил Антиохийский патриарх Макарий со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским, который в своих знаменитых записках оставил скупую запись «Церковь монастырская весьма изящна; в ней покоится честное тело святого. Алтари ее похожи на алтари в нашей стране…»[iii]

В 1690 г. на московском Тверском подворье, что на Кузнецком мосту, была освящена церковь во имя святителя Арсения Тверского.

Палаты Тверского архиерейского подворья в Москве, XVII век

Дальнейшее благоустроение Желтикова монастыря связано с именем императора Петра Великого. Царь много внимания уделял Твери, лежащей на пути в его новую столицу – Санкт-Петербург; останавливался здесь, общался с владыкой Каллистом. Последний в 1709 г. освятил в монастыре новую ограду и Святые ворота с каменной надвратной церковью прп. Алексия Человека Божия с жилыми палатами. Посвящение храма и строительство при нем покоев дали пищу для домыслов, что в Желтиков монастырь Петр планировал поселить наследника – царевича Алексея. Однако документальных свидетельств, равно как и обоснованных объяснений этому нет. Разве что царь, продолжавший Северную войну, думал командировать сына в Тверь для контроля над набором рекрутов и заготовкой фуража, и «дабы сократить его участие в разгульной жизни, решил выстроить для царевича отдельное жилье в загородном Желтиковом монастыре, а самой обители посредством возведения новой монастырской ограды и Святых ворот с величественным надвратным храмом, придать более репрезентативный облик, который бы соответствовал месту пребывания (считай – резиденции) наследника российского престола»[iv]. Но вскоре такая необходимость отпала, и Алексей Петрович в Желтиковом не появился. В 1722 г. в монастыре был освящен новый Успенский собор. В те же годы между Алексеевской церковью и Успенским собором была возведена каменная шатровая колокольня. Таким образом, архитектурный ансамбль обители окончательно сложился к концу правления Петра Первого.

Надвратная церковь прп. Алексия Человека Божия с жилыми палатами. Желтиков монастырь, фотография начала XX в.

В 1759-1760 гг. настоятелем Желтикова монастыря в сане архимандрита был святитель Тихон Задонский.

По итогам секуляризационной реформы 1764 г. обитель свт. Арсения была отнесена к 3-му классу, но смогла выжить благодаря особому попечению со стороны тверских преосвященных (в 1830-е и 1860-е гг. Желтиков служил резиденцией викарных Старицких епископов), многочисленным паломникам и богатым вкладчикам. Так, например, фрейлина двора Варвара Дмитриевна Полторацкая в 1843 г. подарила монастырю серебряный оклад на икону прп. Алексия Человека Божия на помин души своего супруга, тверского губернского предводителя дворянства Алексея Марковича.

Свято-Успенский Желтиков монастырь. Фотография начала XX в.

Успенский собор Желтикова монастырь. Фотография начала XX в.

Страшное разорение принесла древней обители Октябрьская революция 1917 года. Накануне закрытия в монастыре успели послужить два новомученика Церкви Русской – архимандрит (впоследствии – архиепископ Воронежский и Задонский) Петр (Зверев) и его келейник и казначей монастыря Иннокентий (Беда). Оба священномученика закончат свой земной путь в Соловецком лагере особого назначения.

Священномученик Петр Воронежский. Икона

В мае 1919 г. по Тверской епархии прокатилась волна вскрытия мощей. 18 числа вскрывали гроб св. Михаила Тверского, 25-го пришли за мощами святителя Арсения. Сохранился протокол вскрытия, в котором, пусть и в завуалированной форме, комиссии пришлось признать факт нетления останков святого. Для попыток объяснения чуда был добавлен целый раздел про типы почв, которые влияют на процесс сохранения тел. Управляющий Тверской епархией, епископ Старицкий Серафим (Александров), оставил на протоколе запись «С заключением врачей о естественной мумификации, обусловленной свойствами почвы не согласен. Протокол осмотра со сделанными поправками подписываю»[v].

Рака с мощами святителя Арсения Тверского. Желтиков монастырь, Фотография начала XX в.

В 1922 г. из монастыря были изъяты церковные ценности, а через год новая власть прервала более пяти столетий непрерывно возносимую здесь молитву – обитель святого Арсения была закрыта и превращена сначала в трудовую артель, затем – в детский дом.

Желтиков Успенский монастырь постигла страшная участь. В 1930 г. коммунисты разобрали ограду, колокольню, Алексеевскую церковь и палаты. Некрополь был разорен, могилы тверских владык утрачены. Храмы были превращены в зернохранилища и авиамастерские. В годы войны монастырь горел, после чего был снят с государственной охраны. Местные жители начали растаскивать руины на кирпичи. В 1955 г. остатки Успенского собора взорвали. Территория была занята складом ГСМ Министерства обороны.

Руины Желтикова монастыря. Фотография начала XXI века

К 2011 г. от прославленной обители остались только арка Святых врат, корпус братских келий и монастырский пруд. Территорию монастыря буквально окружили дома жителей села Борихино, а с противоположного берега Тьмаки подступил микрорайон разросшейся Твери.

Благодаря размещению на территории монастыря военного склада, она была передана Церкви неразделенной. Это способствовало проведению в 2017 году археологических изысканий, и строительству нового храма.

Свято-Никольскому Малицкому монастырю, также полностью уничтоженному безбожниками и недавно восстановленному, было поручено заниматься вопросом передачи епархии земель Желтиковой обители и оформлением их как своего подворья.

21 августа 2017 года митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил чин закладки Успенского собора Желтикова монастыря.

14 января 2019 года было образовано Архиерейское подворье с поручением иеромонаху Агапиту (Евдокимову) настоятельских забот по восстановлению монастыря.

11 октября 2021 г. митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил великое освящение храма в честь прпп. Антония и Феодосия Киево- Печерских.

Освящение храма прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских в возрожденном Желтиковом монастыре

Чудо Божие, что после ста лет забвения, поругания, физического уничтожения и стирания из народной памяти обитель святителя Арсения восстает из пепла. Снова на этой земле живут иноки, снова совершается бескровная жертва, снова прославляется Божия Матерь, снова тянется сюда ручеек паломников. И как никогда важно в наши дни, что здесь, в центре России, ежедневно возносится молитва к преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским – всех русских монахов начальникам. Неисповедимы пути Господни. Не суждено ли по молитвам великих киевских и тверских святых возрождающемуся Желтикову монастырю стать точкой сборки единой и неделимой Святой Руси?

Архитектурный проект Свято-Успенского Желтикова монастыря

 

 

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

Иллюстрации:

https://kramatorsk33.livejournal.com/

https://pravosk.ru/

https://moscowsteps.com/

https://ruvera.ru/

https://tverigrad.ru/

http://tversvod.ru/

https://sobor-voronezh.livejournal.com/

https://www.pravenc.ru/

http://hram-tver.ru/

https://monasterium.ru/

https://tver.mk.ru/

https://goszak.tverreg.ru/

https://commons.wikimedia.org

 


[i] РГБ. Унд. № 286. Л. 15.

[ii] Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всей церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. СПб, 1882. С. 292.

[iii] Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Вып. 4. Москва, 1898. С. 87.

[iv] Салимов А.М. Петр I и тверской Желтиков монастырь // Вестник СПбГИК. № 1, 2023. С. 48.

[v] Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док. по материалам Центр. архива ФСБ РФ. Москва, 2000. С. 530-534.

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

АНГЕЛ НАД НЕВОЙ

АНГЕЛ НАД НЕВОЙ

Санкт-Петербургская Духовная Академия и ее святыни

ПОМОГИ НАМ, БОЖЕ, И СВЯТОЙ ЛЕСЕНДРО!

ПОМОГИ НАМ, БОЖЕ, И СВЯТОЙ ЛЕСЕНДРО!

Почитание Святого благоверного князя Александра Невского в Сербской Православной Церкви

"ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДОМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО"

Последние дни св. Александра Невского в Феодоровском монастыре Городца