К 100-летнему юбилею со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России вышла книга доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга М. В. Шкаровского «Духовные связи Святейшего Патриарха Тихона с Санкт-Петербургской епархией».
Михаил Витальевич любезно согласился рассказать читателям «Православного паломника» об основных вехах жизни и служения святителя Тихона в Северной столице.
Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) является одним из самых известных московских святителей, однако значительная часть его биографии связана с Санкт-Петербургом. Родился святитель 19/31 января 1865 г. в семье священника Воскресенской церкви Иоанна Беллавина в селе (погосте) Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, территория которого в 1930-е гг. входила в состав Ленинградской области[1]. Детские годы мальчика прошли в г. Торопце, где тогда в Спасо-Преображенском храме служил его отец.
Закончив Псковскую Духовную семинарию в числе первых учеников, 19-летний юноша в августе 1884 г. приехал поступать в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В том же месяце Василий Беллавин успешно прошел проверочные испытания и был зачислен на казенный счет в Академию[2]. Он получил удовлетворительные баллы по всем семи вступительным предметам (общий балл составил 4,489), и был зачислен в числе 30 лучших на казенный счет в Академию (девятым из 85 поступавших вместе с ним)[3]. Еще на вступительных экзаменах будущий Патриарх показал свое увлечение историческими науками, что проявилось во время его учебы.
Санкт-Петербургская Духовная Академия, несмотря на сложные внешние условия, в то время находилась на подъеме. Во время учебы Василия Беллавина — с 22 октября 1883 по 28 марта 1887 гг. ректором Академии служил епископ Арсений (Брянцев), с 15 апреля 1887 по 24 октября 1892 гг. — архимандрит (с 3 мая 1887 г. — епископ) Антоний (Вадковский, впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), ранее занимавший пост инспектора (с августа 1885 г.)[4].
Вместо отца Антония 15 апреля 1887 г. на должность инспектора был назначен иеромонах Михаил (Грибановский). Он являлся старшим братом будущего Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей митрополита Анастасия (Грибановского) и послужил прообразом героя рассказа А.П. Чехова «Архиерей». Отец Михаил являлся одним из первых — после долгого перерыва — профессоров Санкт-Петербургской Академии, имевших монашеский постриг. Современники считали его в Академии неформальным вождем «монашеской дружины», куда входило нескольких будущих иерархов[5]. Ближайшим сподвижником отца Михаила был иеромонах Антоний (Храповицкий), будущий митрополит Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей, с 1887 г. служивший помощником инспектора, а с 1889 г. — инспектором Академии.
Архимандрит Михаил и иеромонах Антоний были активными приверженцами восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и создали в Санкт-Петербургской Академии кружок патриархистов. Их деятельность также способствовала активному развитию богословской науки и учебного процесса[6]. При своем избрании на Патриарший Престол в 1917 г. святитель Тихон «засвидетельствовал, как в бытность его студентом группа наставников и больше всех их иеромонах Антоний [Храповицкий] в своих беседах со студентами постоянно говорили о необходимости восстановления в России Патриаршества и Патриарх Тихон тогда [в 1917 г.] поздравлял Владыку Антония с осуществлением его юношеских грез»[7].
В 1887 г. при непосредственном участии и содействии ректора Духовной Академии епископа Антония было организовано под патронатом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви общество студентов-проповедников[8]. Студенты Академии теперь проповедовали и проводили беседы среди простых верующих. Контингент постоянных слушателей студенческих бесед состоял в основном из рабочих, которые жили и трудились в отдаленных районах города. Местами проповеди становились столовые, ночлежки, школы при заводах, дома трудолюбия, тюрьмы, церкви и подворья. В первые годы деятельности студенческого проповеднического общества количество студентов не превышало 40-60 человек. Со временем число активных студентов-проповедников существенно возросло[9]. В их числе был и Василий Беллавин.
В конце XIX века в столичной Духовной Академии работала целая плеяда выдающихся ученых. В последней четверти XIX века в Санкт-Петербургской Академии сформировалась и настоящая церковно-историческая школа. В числе ее представителей, можно назвать целый ряд имен: В.В. Болотов, И.Т. Осинин, И.Е. Троицкий, Н.К. Никольский, М.И. Коялович, П.Н. Жукович, И.С. Пальмов, И.П. Соколов, Т.В. Барсов, А.П. Лопухин и другие[10]. У них и учился Василий Беллавин.
Во время учебы в Духовной Академии будущий Патриарх Тихон сформировался как личность и принял решение принять монашеский постриг. Уже в тот период однокурсники дали ему пророческое прозвище «Патриарх». В период учебы молодой студент сблизился с тогдашним инспектором (а затем ректором) Академии архимандритом Антонием (Вадковским), который назначил его библиотекарем.
Учеба в Академии много дала Василию Беллавину. Впоследствии Владыку Тихона не раз называли «европейски просвещенным человеком» и в разных странах восхищались его высокой образованностью, культурой и тактом. Как правило, Василий получал на экзаменах самые высокие оценки[11]. Несмотря на искреннюю увлеченность науками и успех в учебе, он по-прежнему был приветлив с товарищами и всегда рад прийти им на помощь. Многие однокашники будущего Патриарха запомнили его блестящие ответы на уроках, особенно по догматическому богословию, удивлялись и его необычайной памяти.
Все современники признавали, что «патриарший курс» был очень сильным и талантливым. Среди его однокурсников были такие известные церковные деятели, как будущие архиепископ и экзарх Грузии Никон (Софийский), епископ Филипп (Бекаревич), многолетний настоятель русской посольской церкви в Токио протоиерей Петр Булгаков, преподаватель Витебской Духовной семинарии и миссионер в Самарской губернии Иван Никифоровский, известный миссионер в Южной Америке протопресвитер Константин Изразцов и др.
Научным руководителем Василия Беллавина был выдающийся церковный историк, доктор богословия, заслуженный ординарный профессор Иван Егорович Троицкий (1834-1901), с 1884 г. занимавший кафедру истории и разбора западных исповеданий.[12] Именно он предложил будущему Патриарху тему для написания кандидатской диссертации — «Кенель (Quesnel) и отношение его к янсенизму». Диссертация была написана, успешно защищена в июне 1888 г., но, к сожалению, до наших дней не сохранилась (как и личное студенческое дело Василия Беллавина).
Иван Егорович Троицкий (1832–1901) — выдающийся русский богослов, историк Церкви и педагог, оставивший значительный след в духовной науке XIX века. Родившись в Пудожском уезде, он получил образование в Каргопольском духовном училище и Олонецкой семинарии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия.
Преподавательская деятельность Троицкого была связана с его alma mater: Олонецкой семинарией и столичной духовной академией, а позднее еще и с Санкт-Петербургским университетом. Его труды, посвящённые преимущественно истории христианского Востока, отличались научной строгостью и вниманием к деталям.
Активно участвуя в церковно-общественной жизни, Троицкий состоял членом Православного палестинского общества и редактором журнала «Христианское чтение». Также он явился одним из организаторов Русского археологического института в Константинополе.
В течение 20 лет Иван Егорович занимал должность советника обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Через его руки проходила вся дипломатическая переписка, связанная с церковными делами. Он разрабатывал и согласовывал действия, которые предпринимал Синод в восточной политике. Троицкий отстаивал синодальное устройство Русской Церкви, считая его исторически оправданным.
После выхода в отставку в 1899 году Иван Егорович оставил богатое научное наследие. Погребённый на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, он остаётся в памяти как яркий представитель русской богословской мысли.
Получить представление об этой диссертации можно по лаконичному отзыву (рецензии) И.Е. Троицкого. Научный руководитель с похвалой отзывался о добросовестной работе диссертанта с источниками и их правильном понимании. Единственным замечанием Троицкого было упоминание некоторого воздержания студента Беллавина от личных суждений и оценок, но здесь, возможно, проявилось смирение будущего Патриарха[13]. В марте 1890 г. преподававший в это время в Псковской семинарии Василий Беллавин написал на основе своей диссертации статью «Янсенизм» и послал для публикации в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» в Санкт-Петербургский отдел общества. В то время статья не была опубликована, так как вскоре журнал перестал выходить. В дальнейшем, церковное и учебно-административное служение святителя Тихона, вероятно, не позволили ему заняться этой публикацией[14]. Однако статья сохранилась в архиве, и в 2015 г. была опубликована[15].
В 1893 г. в «Журналах заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1887/88 учебный год» был опубликован отзыв И.Е. Троицкого о сочинении В.И. Беллавина «Кенель (Quesnel) и отношение его к янсенизму». 21 сентября того же года архимандрит Тихон отправил бывшему наставнику письмо[16]. Святитель благодарил его за «хороший отзыв о своем сочинении», обусловленный «отнюдь не достоинствами... произведения, а... добротою и снисходительностью» профессора к «творениям начинающих писателей»[17].
В июне 1888 г., в возрасте 23 лет, Василий Беллавин окончил Академию по первому разряду со степенью кандидата богословия, правом получения степени магистра без нового устного испытания и правом преподавать в Духовных семинариях. В списке из 56 выпускников Академии 45-го курса 1884-1888 гг. он стоял пятым[18]. 17 февраля 1889 г. в Актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся годичный акт, на котором был выслушан годовой отчет и приветствовали кандидатов богословия, выпущенных в 1888 году. Профессор, читавший отчет, заявил: «Окончивший в прошлом учебном году курс выпуск по талантливости и трудолюбию студентов представляет собою исключительное явление в ряду всех бывших выпусков»[19]. И самым выдающимся из выпускников этого «исключительного» курса был Святейший Патриарх Тихон.
Табель успеваемости студентов СПбДА. Пятый сверху – Василий Беллавин.
Духовная связь будущего Патриарха с городом святого апостола Петра и в дальнейшем не прерывалась. Именно в Санкт-Петербурге — в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры 19 октября / 1 ноября 1897 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Тихона во епископа Люблинского[20].
После хиротонии Владыка Тихон еще около месяца пребывал в Санкт-Петербурге, совершая богослужения в столичных храмах, и, приняв участие в архиерейской хиротонии архимандрита Вениамина (Муратовского) во епископа Ямбургского. Затем Владыка отправился к месту своего служения в г. Холм.
С 1898 г. епископ Тихон больше восьми лет служил в Северной Америке, но иногда приезжал в Россию, прежде всего в Санкт-Петербург. Так в 1903 г. он присутствовал на летней сессии Святейшего Правительствующего Синода. 15 декабря того же года Владыка Тихон в Царском Селе был представлен императору Николаю II, рассказал государю об американских делах, поблагодарил за поддержку и помощь епархии.
Служа с 1907 г. на Ярославской кафедре, Владыка Тихон неоднократно приезжал в находившийся в его епархии Вауловский скит петербургского Свято-Иоанновского монастыря, где встречался со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским, по некоторым сведениям, предсказавшим ему Патриаршество. После кончины отца Иоанна архиепископ Тихон приезжал в январе 1909 г. в Ваулово для совершения поминальной службы.
В конце 1909 — первой половине 1910 гг. святитель Тихон присутствовал на зимней сессии Святейшего Синода, выполняя его различные поручения. Это способствовало накоплению опыта архиерейского служения, общения с обер-прокурорами Синода и видными иерархами. С того времени Владыку Тихона все чаще приглашали участвовать в архиерейских хиротониях в Петербурге, которых он совершал более 10 в различных храмах столицы. В январе 1910 г. архиепископ Тихон участвовал в Петербурге в наречении и хиротонии своего будущего верного сподвижника Владыки Вениамина (Казанского).
Св. Патриарх Тихон и митрополит Петроградский свщмч. Вениамин (Казанский)
Фотография предоставлена автором
В начале XX века Владыка Тихон продолжал поддерживать активные связи со своей «alma mater». Так в декабре 1909 г. он принял участие в праздновании столетнего юбилея Санкт-Петербургской Духовной Академии[21]. В 1910 г. архиепископ Тихон пожертвовал Обществу духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Санкт-Петербургской Духовной Академии 100 рублей, а в 1914 г. передал Академии на нужды ее библиотеки 100 рублей и на пополнение ризницы еще 50 рублей.
10 октября 1910 г. вышел указ императора об оставлении архиепископа Тихона на новую зимнюю сессию Святейшего Синода. 2 марта 1911 г. Владыка Тихон участвовал в праздновании 200-летия Сената, в том числе молебствии в домовой сенатской церкви в присутствии императора Николая II[22]. Всего с ноября 1909 г. по май 1911 г. Владыка прослужил в Санкт-Петербурге с небольшими перерывами более полутора лет[23].
В конце 1913 г. в Санкт-Петербурге состоялось курсовое собрание выпускников Духовной Академии, посвященное 25-летию окончания «alma mater», которое возглавил архиепископ Тихон.
Занимая в годы Первой мировой войны Виленскую кафедру, Владыка Тихон вызывался в столицу на зимние сессии Святейшего Синода 1915-1916 и 1916-1917 гг. и по несколько месяцев проживал в Петрограде в основном на территории Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры[24].
Во время пребывания в Петрограде архиепископ Тихон служил во многих городских храмах, но, прежде всего, в Казанском соборе на Невском проспекте и кафедральном Исаакиевском соборе. Пасхальные богослужения 1917 г. Владыка тоже совершал в Казанском соборе[25].
Февральскую революцию 1917 г. архиепископ Тихон встретил в Петрограде и оказался свидетелем ее событий. Летом 1917 г. состоялись выборы новых архипастырей на освободившиеся Петроградскую и Московскую кафедры. Во «Всероссийском церковно-общественном вестнике» печатали биографии тех, кто был выдвинут на Петроградскую кафедру. Среди них появилась и биография архиепископа Тихона (Беллавина)[26].
24 мая 1917 г. архиепископом Петроградским был избран Владыка Вениамин (Казанский)[27]. 21 июня архиепископ Тихон (Беллавин) был избран архиепископом Московским и Коломенским. В это время святитель Тихон по-прежнему находился в северной столице и приехал в Москву по Николаевской железной дороге 28 июня.
«В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобной брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и сама вера, неистовствует беспощадный дух мира сего. Но среди свирепеющей бури слышится верному сердцу слово Господа: «Что тако страшливи есте? Како не имате веры?» (Мк.4:40), и чаем спасения от Божественного прещения ветру и морю бушующему: «молчи, престани» (Мк.4:39). От небрежения чад своих, от хладности сердец страждет наша Святая Церковь, а с нею страждет и наша Российская держава. Но имеем с нами святых печальников и молитвенников за Русскую землю. И в народе православном не все преклонили колена пред Ваалом; они неотступно взывают ко Господу о спасении. Ныне потребно сие дерзновение веры, бестрепетное ее исповедание во всяком слове и делании. Да возгорится пламя светоча вдохновения в Церкви Российской, да соберутся силы, расточенные во безвремении. Пусть верные чада в союзе любви соединяются с архипастырями и пастырями своими и вкупе являют служение в духе и силе. Молим Господа сил о ниспослании нам сей ревности к делу Божию, нам же благодати, укрепляющей к неукоризненному служению первосвятительскому, к любви отеческой к чадам церковным».
Послание святителя Тихона о вступлении на
Патриарший престол Православной Российской Церкви
18 декабря 1917 г.
Значительную тревогу советских властей вызвало почти триумфальное посещение Святейшим Патриарха Тихона Петрограда с 28 мая / 10 июня по 4/17 июня 1918 г. Протоиерей Александр Рождественский вспоминал: «О поездках Патриарха в Петроград хорошо известно: это был целый триумф. Московские комиссары хотели предоставить для Патриарха лишь одно купе в вагоне, но железнодорожные рабочие настояли, чтобы ему был дан особый вагон, и в пути встречали его на остановках. Религиозное чувство сказалось в русском человеке, он сердцем почуял в Патриархе «своего», любящего, преданного ему всей душой»[28].
Св. патриарх Тихон в Александро-Невской Лавре в 1918 г.
Фотография предоставлена автором
В многотрудном и многострадальном служении Святейшего Патриарха Тихона его поездка в Петрограде, возможно, была самым радостным событием. Первосвятитель совершил в Петрограде несколько богослужений — в Исаакиевском и Казанском соборах, Иоанновском монастыре, храмах Александро-Невской Лавры, участвовал в крестном ходе, посетил свою alma mater — Духовную Академию. И везде он встречал радость и поклонение верующих, а в Братстве объединенных приходов Петроградской епархии состоялось его чествование[29].
Предстоятель Российской Церкви целый день — 15 июня — уделил посещению кронштадтских храмов и отданию долга памяти святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому. В частности, Патриарх Тихон посетил квартиру отца Иоанна, в которой было решено устроить храм, и совершил здесь панихиду по усопшему молитвеннику Кронштадта. Вскоре в этой квартире была создана Свято-Троицкая церковь, которая действовала до начала 1920-х гг[30].
16 июня Святейший Патриарх Тихон посетил церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шлиссельбургском проспекте, где при огромном стечении народа в своем слове вспомнил мученическую кончину настоятеля этого храма протоиерея Петра Скипетрова, в 2000-е гг. прославленного в лике святых.[31] В тот же день в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Патриарх Тихон совершил хиротонию первого в истории Русской Православной Церкви единоверческого епископа Охтенского Симона (Шлеева)[32].
Св. патриарх Тихон в Александро-Невской Лавре в 1918 г.
Фото предоставлено автором
Во время своего пребывания в Петрограде Патриарх Тихон проживал на подворье Троице-Сергиевой Лавры на набережной реки Фонтанки (д. 44), вблизи Невского проспекта, которое тогда получило статус Патриаршего подворья. Больше в Петроград советские власти Патриарха не пустили.
После расстрела митрополита Петроградского Вениамина и начала обновленческого раскола Патриарх Тихон оказывал самое непосредственное влияние на деятельность Петроградской епархии: назначал ее управляющих, лично проводил хиротонии епископов для нее: владык Мануила (Лемешевского), священномученика Григория (Лебедева) и др. В похоронах святителя в 1925 г. участвовала большая делегация Петроградской епархии во главе с ее управляющим епископом Венедиктом (Плотниковым).
Храм свт. Тихона, патриарха Московского на Синопской набережной Санкт-Петербурга
В настоящее время в Санкт-Петербурге все больше распространяется почитание святителя Тихона. Вскоре после его прославления в лике святых — в начале 1990-х гг. в северной столице появились две часовни. В 2024-2025 гг. в городе построили и освятили две церкви святителя Тихона, создаются еще два храма. Частицы мощей святителя Тихона и его иконы пребывают и в других храмах Санкт-Петербурга. Особенно много памятных мероприятий было проведено в Санкт-Петербурге в год столетия со дня кончины святителя Тихона: выставки, научные конференции, концерты и т.д. В Казанском соборе будет установлена мемориальная доска, посвященная служению в нем святого Патриарха Тихона[33].
М.В. Шкаровский
Доктор исторических наук,
профессор Санкт-Петербургской духовной академии
Первая фотография – Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в Казанском кафедральном соборе освящает икону святителя Тихона 06.04.2025. Источник.
[1] Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 277. Оп. 1. Д. 1037. Л. 1-1об.
[2] Там же. Д. 3052. Л. 2-15об; Д. 3053. Л. 1-3, 6, 7, 12, 14-16, 19, 21, 23, 25.
[3] Там же. Д. 3053. Л. 2-3, 6, 7, 12.
[4] Времена и судьбы: штрихи к истории Санкт-Петербургской Духовной Академии / Авт.-сост. С.Л. Фирсов. СПб., 2011. С. 53-61.
[5] См.: Архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Епископ Михаил Грибановский (1856-1898) // Альфа и Омега. 1998. № 1 (15).
[6] См.: Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской Духовной академии (1889-1918 гг.). Дисс. … канд. богословия. СПб., 2008 // Библиотека СПбПДА.
[7] Рклицкий Н. Блаженнейший Антоний // Сборник избранных сочинений Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого: С портретом и жизнеописанием автора. Белград, 1935. C. XVI.
[8] Н. Р-ч. Десятилетие проповеднической деятельности духовной академии // Церковный вестник. 1897. № 48. Ст. 1592-1593.
[9] Отчет о состоянии СПбДА за 1900 г. // Христианское чтение. 1901. Ч. 1. С. 366.
[10] Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1981. С. 374.
[11] ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3143. Л. 30-41об.
[12] Там же. Ф. 2182. Оп. 1. Д. 1-255.
[13] Сухова Н.Ю. Янсенизм в оценке выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии: от И.Е. Троицкого к святителю Тихону (Беллавину) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 36.
[14] Там же. С. 37-38.
[15] Сухова Н.Ю., Копылова Е.А. Неопубликованная статья святителя Тихона (Беллавина) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 97-122.
[16] Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 790. Оп. 1. Ед. хр. 703. Л. 1.
[17] Сухова Н.Ю. Указ. соч. С. 38.
[18] См.: Чистович И. С.-Петербургская Духовная академия за последние 30 лет (1858-1888). СПб., 1889.
[19] Булгаков Петр, протоиерей. «Патриарший курс»: «Исключительное явление в ряду всех бывших выпусков» / Публ. Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 2 (19). С. 45.
[20] Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 4652. Оп. 1. Д. 1. Л. 213-216.
[21] Тихон (Затекин), архимандрит. Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России. Жизнь и подвиг. Нижний Новгород, 2010. С. 224.
[22] Там же. С. 235-236.
[23] Там же. С. 237.
[24] См.: Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 2. С. 56-68.
[25] В Казанском соборе // Церковные ведомости. 1918. № 23-24. С. 27.
[26] Одинцов М.И. Жребий пастыря: жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина). 1865-1925. М., 2021. С. 159.
[27] РГИА. Ф. 815. Оп. 11-1917. Д. 88. Л. 2-4.
[28] Современники о Патриархе Тихоне / Составитель и автор комментариев М.Е. Губонин. В 2 т. Т. 1. М., 2007. С. 139.
[29] В Братстве Приходских Советов // Петроградский церковно-общественный вестник. 1918. № 16. 20 (7) июля. С. 3.
[30] Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. 7/20 июня.
[31] Попов И.В. Новомученик протоиерей Петр Скипетров // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. С. 26.
[32] См.: Летопись единоверческой жизни единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата за 7520/2012 год. М., 2013.
[33] О праздновании в честь Патриарха Тихона рассказали организаторы. Эл. ресурс: https://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=262907 (Обращение 19.03.2025)