Турецкая Анталья всем хорошо известна по туристическим предложениям для отдыха — пляж, море и красивые места… Но мало знакома, как земля с богатым христианским наследием. Православная империя в прошлом, Второй Рим, место вселенских соборов, святых в разном подвиге просиявших – от мучеников, включая святителей, преподобных, а также Христа ради юродивых, и других. По этой земле ступали апостолы и обращали в веру города и селения. На территории современной Турции были написаны Евангелие от апостола Иоанна и ряд посланий из Нового Завета.
Сегодня Анталия станет отправной точкой для нашего удивительного паломнического путешествия в Миры Ликийские, современное Демре, к святителю Николаю чудотворцу.
Ликия на карте Малой Азии
Миры Ликийские и Анталия на карте Ликии
В Миры можно отправиться пешком по Ликийской тропе, автостопом, а также организовано в паломническом туре, либо самостоятельно на машине или рейсовом автобусе.
Ликийская тропа — пешеходный маршрут протяженностью 540 км, который с каждым годом становится все популярнее. В таком путешествии обязательно потребуется помощь проводника. Тропа примечательна еще и тем, что по ней ходили апостолы Павел и Варнава во время своих миссионерских путешествий по Малой Азии. В истории известны случаи, когда паломники с посохом в руке пешком шли из России через территорию Малой Азии и доходили до самого Иерусалима.
Автостоп — своего рода «тропа на колесах» — в Турции явление довольно распространенное. Случаи, когда путешественники таким образом добирались из Стамбула до Измира и Каппадокии, довольно нередкие, но это все экзотика.
Паломничество, как организованные туры, только начинают приобретать популярность у нынешних богомольцев. Можно обратиться в паломнический отдел и вам организуют поездку, в которой всю работу берут на себя гиды.
До Демре также можно добраться на рейсовом автобусе с автостанции в Анталье. По–турецки автовокзал будет «отогар» (otogar). От отогара с интервалом 20–50 минут курсируют два рейсовых маршрута «Анталья — Каш» и «Анталья — Кынык» с заходом в Демре. Время в пути составляет три часа, стоимость билета в 2024 году составляет 200 турецких лир. Как правило, оплатить проезд нужно непосредственно водителю, купить билет онлайн невозможно.
В Демре нужная остановка находится в центре города, от нее базилика расположена в пяти минутах ходьбы. Местные знают храм, как «азиз баба Николай», что в переводе означает «святой папа Николай». Церковь находится в статусе музея, поэтому для ее посещения надо будет купить входной билет. Сейчас он стоит 17 евро, оплата только в турецких лирах по текущему курсу. Для обладателей вида на жительство в Турции, пройти в храм можно по музейной карте, которая действует как абонемент и выдается на год.
Памятник святителю Николаю на территории храма в Демре. Скульптор Г. Потоцкий. 2000 г.
https://radiovera.ru/nikola-veshniy.html
Свой рассказ для будущих паломников хочется начать, опираясь на новейшее исследование археологов, которое закончилось в мае 2024 года, и переведенную, пока только для личного пользования, монографию о базилике.
Сохранившаяся базилика датируется VIII веком и является третьим, построенным на этом месте храмом после разрушения языческого капища Артемиды. Как так, спросите вы?
Давайте обо всем по порядку!
Три храма
Изначально жители Мир Ликийских поклонялись богине Артемиде. Языческое почитание сохранялось и во времена святителя Николая. Как пишет преподобный Симеон Метафраст, «святой Николай не мог смотреть равнодушно на то, как многие жители Ликийской области погибали в нечестивом служении идолам. В Ликии тогда еще оставались языческие капища, привлекавшие многочисленных язычников. Богатый храм красовался в самых Мирах; служившие при храме жрицы отличались развратом… Конечно, с самого начала своего архипастырства, святой Николай возмущался этим непотребным местом, много препятствовавшим успешному распространению христианства, и старался уничтожить его. Но во время гонений Диоклетиана и следовавших за ним языческих императоров, которые старались восстановить язычество и подавить христианство, конечно, не могло быть и речи об уничтожении Богу противного капища… И вот святитель Николай, пользуясь благочестивым позволением императора, разрушил все языческие капища в своей стране, в том числе и храм в Мирах Ликийских, самое основание его разметав по ветру. Разрушение капищ вразумляло язычников и привлекало их в лоно Христовой Церкви». Авторы этого жизнеописания пытаются датировать события по разрушению храма Артемиды в Мирах. Они относят их ко времени уже после 313 года, когда у власти укрепился святой император Константин Великий.
Разрушение святилища Артемиды. Роспись церкви свт. Николая Печской Патриархии, Сербия. 1331 г.
https://www.pravenc.ru/text/2565634.html
История имела свое продолжение. Как далее указывает Метафраст, «Артемида решила отомстить ненавистному святителю, посягнувшему на её власть. От нескольких жителей мы узнаем об одном любопытным событии, которое произошло позднее, после кончины Чудотворца. Нечто опасное должно было погубить его гробницу или центр почитания, находившийся на месте старого святилища. Но этого не произошло по чудесному вмешательству святителя. Одна женщина нашла паломников, идущих в Миры, и попросила взять с собой сосуд с маслом, чтобы им помазать стены храма. Паломники взяли от нее сосуд, не зная о предполагавшемся коварстве. И когда они шли морем, морякам явился святой Николай и сказал им: «Не слушайте голоса ее, так как это была Артемида–обманщица, которая сбивает людей с истины. А теперь бросьте сосуд, в котором масло, в море и посмотрите, что будет с ним». Когда они бросили его, то сделался жестокий огонь и побежал по поверхности воды на 15 миль пути. Увидев это, они изумились и восхвалили Бога. И было, когда они прибыли в город Миры, то пошли к святому Николаю и получили от него благословение, и сказали на гробнице святителя: «поистине, это ты явился в море, блаженный отец наш, и сотворил великое чудо».
Богиня Артемида ассоциировалась у эллинов с первозданной природой и производительными силами. Она почиталась как покровительница диких животных и вообще всего живого на Земле, при этом являясь жестокой и кровожадной богиней охоты. В основе культа Артемиды лежали представления о матери всего сущего, имеющей власть над жизнью и смертью. Артемида Эфесская, издревле была наиболее почитаемым божеством в Анатолии. Она считалась госпожой земли и подательницей изобилия. Первый храм богини в Эфесе, где находилась ее знаменитая, якобы упавшая с неба, многогрудая статуя, сжёг жаждавший славы Герострат в 356 до н. э. Возведенный на его месте второй храм признавался одним из семи чудес света.
Исходя из новейших исследований в области археологии, можно утверждать, что захоронение святителя Николая располагалось на месте городского языческого капища Артемиды, после разрушения святителем последнего. Захоронение святого представляло собой врытую в землю камеру, которая была обложена камнями и покрыта каменными блоками. Более того, захоронение святителя Николая дало начало мирликийскому некрополю — для тех, кто хотел быть похоронен возле могилы святого. Называлось такое погребение «место возле святого».
Уже после смерти святителя Николая, на месте его захоронения была построена первая большая христианская базилика в Мирах, датируемая IV веком. Есть предположение, что эта базилика была посвящена празднику Успения Божией Матери. К сожалению, храм был полностью разрушен из-за сильного землетрясения. В VI веке на этом месте императором Юстинианом I воздвигается новая церковь, известная как монастырь Новый Сион. В это время в Ликии жил святитель Николай Пинарский. Последующие землетрясения не пощадили и этот храм, он также был разрушен до основания, как и первая церковь. В эти времена вообще происходят страшные катаклизмы, сила которых была настолько велика, что под воду уходили целые прибрежные города Ликийского союза.
Научная реконструкция первоначального вида базилики в Демре
Из сб. статей «Aziz Nikolaos Kilisesi Kazıları 1989-2009», 2018.
В VIII веке на этом месте завершается строительство третьего храма. Именно в этой базилике барийские купцы вскрывают пол и достают мощи святителя Николая Чудотворца, после чего отвозят их в итальянский город Бари. Здесь нужно сделать небольшое пояснение. Барийцам, чтобы найти гробницу святителя, пришлось вскрыть пол храма VIII века, затем пол VI века и в конце разрушить основание храма IV века. Это стало понятно благодаря последним археологическим исследованиям уходящего 2024 года, когда археологи решили открыть пол, сохранившейся базилики VIII века, под которым обнаружили великолепные мозаичные основания прежних храмов.
Также был расчищен грунт с 4,40 м до 3,70–1,40 м. Был удален аллювиальный нанос до 0,28 м и основной грунт на уровень 0,28–0,10 м, в результате чего пол был полностью открыт. На высоте +0,10 м пол был выложен идеально ровным кладовым камнем и мрамором, однако видно, что этот настил на востоке и севере был разобран руками человека. Подобные разрушения были обнаружены и на подиуме, в западном пространстве храма, и в арочных секциях во время предыдущих раскопок. Согласно находке самой поздней монеты в главном грунте, это разрушение, которое относится к периоду до 1185 г., было произведено в 1087 и 1099 гг. руками приехавших в Миры барийцев и венецианцев в их попытках найти мощи святого Николая.
Кому принадлежит саркофаг?
В сохранившейся базилике VIII века, в аркосолии есть саркофаг, который местными гидами преподносится посетителям, как именно тот, в котором и было захоронено тело святого Николая. Но так ли это? Ученые выяснили, что святитель Николай был захоронен в археологических слоях ниже, в центральной части храма, ближе к западной стене, а этот гроб не имеет к нему никакого отношения.
Саркофаг в храме свт. Николая в Демре.
Фото: Головин А.В.
Тогда кто же мог быть похоронен в саркофагах в этих арочных сооружениях? При археологических раскопках, в базилике было найдено совместное захоронение мужчины, женщины и ребенка, датируемое XII–XIII вв. Ученые предполагают, что гробница принадлежала одной из влиятельных семей региона. Для византийцев в позднюю эпоху храмовое или монастырское захоронение имело большое значение. Погребение в монастыре защищало могилу от опасностей, а постоянные молитвы монахов и священнослужителей ходатайствовали за души умерших. Так, например, на могиле митрополита Стефана в церкви святой Евфимии в Константинополе была надпись: «Братья духовные, поминайте меня в своих молитвах». Захоронение в монастыре имело также символическое значение. Оно напоминало монахам, живущим там, об их связи с усопшими и служило постоянным напоминанием о загробной жизни. У захоронения в церкви святого Николая есть надпись, что погребенные здесь три человека «уснули сном».
Исследовано и другое захоронение в церкви святого Николая, известное как место погребения хартулария Константина, его сына Леона и некоего «эконома». Эти люди служили в административной организации храмового комплекса в XIII веке. Какова была их роль? Почему для служителей была построена монументальная усыпальница?
Прорисовка надписи в аркосолии храма свт. Николая в Демре
Из сб. статей «Aziz Nikolaos Kilisesi Kazıları 1989-2009», 2018.
Титулы «хартуларий» и «эконом», обязанности которых были связаны с административной организацией церквей или монастырей, упоминаются в письменных источниках и на византийских печатях VI–XII вв. Эти люди, имевшие обязанности в церкви или монастыре, создавали печати со своими именами для использования их в официальной переписке. На верхней стороне печати содержатся данные об имени высокопоставленного чиновника, обязанности, к которым он имеет отношение, или название церкви, к которой он относится. Подразумевается, что люди с таким титулом имели особый статус.
Археологические раскопки в храме свт. Николая в Демре
Из сб. статей «Aziz Nikolaos Kilisesi Kazıları 1989-2009», 2018.
Хартуларии — люди, отвечающие за движимое и недвижимое имущество, а именно казну. Среди предметов церковной казны находилась богослужебная утварь из драгоценных металлов, используемая в Евхаристии и в дни святых праздников.
Хартуларий Константин, имя которого упоминается в надписи аркосолия церкви святого Николая, видимо, был ответственным за литургические предметы в церкви.
Надписи на предметах из сокровищницы Кумлуджа в Вашингтонском музее Дамбартон–Оукс и музея Антальи гласят, что эти произведения были подарены ликийскому монастырю на севере Мир епископом Евтихианом. На некоторых предметах этой сокровищницы имеются клейма, свидетельствующие о том, что они были изготовлены в мастерских Константинополя во время правления св. императора Юстиниана I. Расширение почитания святителя Николая в VI веке позволяет предположить, что драгоценные предметы могли быть переданы в дар церкви во время обновления храма после землетрясения 529 года. Хартуларий Константин в XII веке был одним из тех людей, который нес ответственность за сохранение этих драгоценных предметов, хранящихся в церковной сокровищнице.
Экономы — это люди, ответственные за недвижимое имущество и ресурсы учреждения или монастыря, такие как церковные земли и здания. Экономы несли послушание по распоряжению финансами, управляли работами и занимались администрированием. В византийский период этот термин также использовался для управляющего или главного казначея в учреждении. Он управлял церковным имуществом в отсутствии епископа.
Одним из важнейших свидетельств того, что церковь когда-то являлась частью монастыря, является указание в надписи на захоронении титула эконома. Поскольку надпись в аркосолии неполная, неясно, принадлежит ли этот титул Леону или же какому-то третьему лицу. Вполне вероятно, что у экономов, ответственных за управление имуществом монастыря, был личный кабинет — место, где хранились документы, подтверждавшие право собственности на имущество и доходы. Вероятно, это место располагалось в том же помещении, что и сокровищница, где хранились другие богослужебные предметы.
Русское богослужение в храме свт. Николая в Демре.
Фото: Головин А.В.
Место деяний святого Николая
После посещения базилики святителя Николая, осмотра её сохранившихся фресок, паломническое путешествие можно продолжить в расположенный рядом Музей ликийской цивилизации, где происходило несколько деяний, связанных со святым.
Посещение музея сейчас стоит 4 евро.
На территории музея есть останки двух христианских базилик, можно спуститься в подземные цистерны, также сохранилась восточная часть стены древней синагоги, в которой проповедовали апостолы Павел и Варнава. В древности это место являлось портом, но после сильного землетрясения вода далеко отошла, и оно стало непригодным для судоходства. Именно здесь произошли деяния святителя Николая Чудотворца «о трёх воеводах» и «о хлебовозах».
Деяние «О трех воеводах». Три военачальника из Константинополя были отправлены императором Константином для подавления мятежа тайфалов во Фригии (историческая область в западной части центральной Турции). По дороге отряд пришёл за провизией на рынок и поссорился с местными жителями. Узнав о конфликте, епископ Николай отправился его урегулировать. Во время его отсутствия в его родных Мирах местный князь Евстафий приговорил к казни трех оклеветанных горожан. Николай Угодник успел вернуться в Миры вместе с воеводами и остановить казнь.
Явление Николая Чудотворца трем мужам в темнице. Клеймо житийной иконы XVI в. из Сыркова монастыря Новгородской епархии. ЦМДКИ им. Андрея Рублёва.
https://icons.pstgu.ru/icon/1619
Святитель благословил воевод снова отправиться в свой поход, в результате которого они успешно подавили мятеж. Но завистники оклеветали военачальников перед императором Константином, когда те вернулись в Константинополь, и их бросили в тюрьму. Их должны были казнить, но воеводы вспомнили о чудесной помощи святителя Николая трем невинно осужденным и воззвали к нему в своих молитвах. Тогда святитель Николай во сне явился императору Константину и одновременно префекту города Авлавию, пригрозил им тяжелыми карами, если не отпустят невинных. В результате воеводы были освобождены и поехали с подарками от императора Константина благодарить архиепископа Николая.
Деяние «О хлебовозах». Голодающие Мир Ликийских не имели никакого продовольствия. В это время в их гавань зашли корабли с императорским зерном, которое шло из Египта для пропитания Константинополя. Епископ Николай выпросил у моряков зерна, обещав, что им не будет наказания. И действительно, моряки обнаружили в Константинополе, что вес зерна остался прежним.
Фра Беато Анджелико. Чудо с зерном. Ок. 1437 г. Пинакотека Ватикана.
https://arzamas.academy/mag/687-nikolaФ
На пересечении дорог, или со своим смыслом
Промысел Божий о каждом человеке особый, и пути людей пересекаются с Ним. В Мирах это особенно ощущается. За полторы тысячи лет паломники наносили на своих греческих сандалиях, римских калигах, турецких башмаках и русских сапогах столько земли!…
И сегодня у базилики святителя Николая пересекаются люди со всех концов земли. Вот пожилая греческая женщина, приехавшая в Миры из Стамбула, пытается узнать, кто ставил памятник святому Николаю: ортодоксы? католики?
Памятник святому Николаю в дар городу Демре был передан от Южного административного округа Москвы. Промыслительно, что в этом округе, в Даниловом монастыре, располагается Московская Патриархия.
Двухметровая полноростовая фигура святителя выполнена по иконографическому образцу «Николы Зарайского». Этот тот самый образ, который в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы Рязанской земли. Один из первых его списков находится сейчас в Архангельском соборе Рязанского кремля. Единственное отличие в том, что у статуи святителя Николая в Демре вместо традиционного Евангелия — Владимирская икона Божией Матери, так почитаемая в России.
Рядом с базиликой располагается памятник Герою России Андрею Карлову.
Карлов Андрей Геннадьевич (1954-2016) — российский дипломат, который с 2013 по 2016 год служил чрезвычайным и полномочным послом России в Турции, и которого убили выстрелом в спину 19 декабря 2016 года в Центре современного искусства Анкары на открытии фотовыставки. Андрей Геннадьевич всю жизнь считал своим святым покровителем именно Николая Чудотворца и, пока работал послом России в Турции, всячески способствовал восстановлению базилики в Демре. Также Андрей Геннадьевич хотел построить храм Русской Православной Церкви на территории посольства нашей страны в Анкаре, но не успел. К сожалению, его мечта не осуществилась и по сей день.
Памятник Герою России Андрею Карлову в Демре
https://commons.wikimedia.org/
Святейший Патриарх Кирилл на отпевании Андрея Геннадьевич сказал: «Он войдет в историю нашего Отечества как посол, погибший на боевом посту. Таких у нас совсем немного, он будет среди этих героев навсегда. В человеческих жизненных категориях эта кончина его обессмертила. Верим, что по нашим молитвам, и особенно через мученическую кончину свою, Андрей Геннадьевич войдет в Божественное Царство Славы, и на него прольется милость милосердного Бога»[i].
Интересно, что именно у побережья Мир Ликийских известный мореплаватель, исследователь Мирового океана Жак Ив Кусто обнаружил корабль, затонувший в далеком 1300 г. до н.э.
Воспоминание православной писательницы
Многие знают писательницу Наталью Ячеистову. В серии рассказов «Сила молитвы» и «Вечное лето» автор рассказывает о промысле Божьем в своей жизни, жизни ее родных и знакомых, чудесных событиях и неожиданных поворотах в судьбах разных людей. В ее работах не раз подчеркивается мысль, что надо ценить то, что имеешь, и благодарить Бога за каждый подаренный день. Своими воспоминаниями о паломничестве к святителю Николаю Наталья Изяславовна делится с читателями.
«22 мая утром наша московская паломническая группа ехала из Антальи в Демре со смешанным чувством: с одной стороны, было радостно от предстоящей встречи со святым местом, где почти всю свою жизнь провел в служении Богу и почил святитель Николай, а с другой стороны, огорчал тот факт, что турецкие власти так и не дали разрешения нашему православному священству сослужить литургию в древнем храме в Демре в этот праздничный день, когда особо вспоминается этот святой в связи с перенесением его мощей из Мир Ликийских в Бар. Ввиду этого обстоятельства настоятель православного храма в Анталье отец Алексей отслужил раннюю литургию в своем храме в Анталье, мы все причастились Святых Даров, позавтракали и, по благословению о. Алексея отправились в Демре. «Раз уж не попустил нам Господь по грехам нашим поучаствовать в литургии в этот день в Мирах Ликийских, думали мы, так хоть прикоснемся к этому святому месту, помолимся у саркофага, в котором некогда находились мощи святителя».
С такими мыслями ехали мы в автобусе по горной извилистой дороге, как вдруг нашему гиду пришло сообщение, что в храме в Демре началась православная служба! Оказывается, турки в последнюю минуту всё же дали разрешение, и те священники, и приходы, что находились ближе к Демре, тут же выехали туда для проведения литургии.
Русское богослужение в храме свт. Николая в Демре.
Фото: Головин А.В.
Когда мы прибыли в Демре, литургия уже шла полным ходом. В алтаре старинного храма, никак не отгороженного от основного помещения, кроме как несколькими массивными мраморными колонными, один из священников читал Евангелие. Другой священник исповедовал паломников в одном из приделов, довольно длинная очередь выстроилась к нему. Меня охватило чувство, близкое к отчаянию. Я так долго собиралась, так хотела причаститься именно здесь, в Мирах Ликийских, специально ехала сюда на праздник! И вот теперь я не могла этого сделать, хотя множество других людей вскоре приступят к причастию! Слезы хлынули у меня из глаз. Я подошла к священнику, который принимал исповедь и поделилась с ним своей печалью. Мудрый священник мягко, но убедительно «поставил мое сознание на место». «Причастие везде одно и то же, сказал он мне с ласковой улыбкой. Поблагодарите Бога, что Он сподобил вас причаститься в этот день, что вы прибыли сюда и участвуете сейчас в литургии в этом замечательном месте, что все мы здесь оказались в конце концов».
После этих слов на душе у меня стало легче, слезы высохли. Я полностью погрузилась в ход литургии, разделяя радость причастников. А после литургии мы еще все вместе прочитали перед алтарем акафист святителю Николаю. Это был настоящий праздник. Слава Богу за всё!»[ii]
Когда этот номер уже готовился к выпуску, из Турции пришла новость о том что во время раскопок в церкви свт. Николая в Демре археологи обнаружили саркофаг, который мог принадлежать святителю Николаю[iii]. Гроб из местного известняка длиной около двух метров был частично зарыт под землю на глубину 1,5–2 метра. Конструкция саркофага отличается приподнятой и двускатной крышкой, что характерно для этого региона. Группа ученых под руководством доцента Эбры Фатмы Финдик из университета Хатай Мустафы Кемаля в настоящее время пытается найти надписи, чтобы определить дату и личность погребенного.
Предполагаемый гроб свт. Николая в Демре
https://aktuelarkeoloji.com.tr/kategori/guncel-kazilar/aziz-nikolaos-kilisesi-nde-bulunan-lahit-noel-baba-nin-mezari-olabilir
Иерей Алексей Головин
Настоятель прихода Русской Православной Церкви в г. Анталья, Турция
[i] Святейший Патриарх Кирилл совершил отпевание посла России в Турции А.Г. Карлова // Эл. ресурс URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4720874.html.
[ii] Встреча с православной писательницей // Эл. ресурс URL: https://mospaturk.ru/2024/05/vstrecha-s-pravoslavnoj-pisatelniczej/
[iii] Aziz Nikolaos Kilisesi'nde Bulunan Lahit Noel Baba’nın Mezarı Olabilir // Эл. ресурс URL: https://aktuelarkeoloji.com.tr/kategori/guncel-kazilar/aziz-nikolaos-kilisesi-nde-bulunan-lahit-noel-baba-nin-mezari-olabilir