11 марта 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно ходатайства митрополита Вятского и Слободского Марка о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен протоиерея Николая Флорова, а также нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви (журналы №№ 16, 17).
Участники заседания постановили включить имя протоиерея Николая Флорова в поименный список Собора. Память священноисповедника Николая Флорова совершать в день его кончины — 20 июня (3 июля по н.ст.).
Члены Синода также приняли решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен следующих святых Русской Зарубежной Церкви:
- священномученика Максима (Жижиленко), епископа Серпуховского (память 22 мая / 4 июня);
- священномученика Сергия (Дружинина), епископа Нарвского (память 4/17 сентября);
- священномученика Константина Жданова, пресвитера (память 16/29 апреля);
- священномученика Николая Околовича пресвитера (память 17/30 августа);
- священномученика Николая Прозорова, пресвитера (память 8/21 августа);
- священномученика Сергия Тихомирова, пресвитера (память 8/21 августа);
- преподобномучеников Раифских — иеромонахов Антония (Чиркова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова) и послушника Петра Тупицына (память 14/27 января).
Честные останки святых, в случае их обретения, постановлено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
Священный Синод благословил написание новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
***
Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).
***
Протоиерей Николай Семенович Флоров родился 10 октября 1870 года в селе Пушейское Слободского уезда Вятской губернии в семье священника Симеона Флорова.
После окончания в 1894 году Вятской духовной семинарии был назначен учителем в церковно-приходскую школу села Юмы Котельничского уезда.
После женитьбы в 1895 году Николай Флоров был рукоположен в сан диакона, а затем и священника. Неся свое служения в разных селах Вятской губернии, священник Николай активно занимался просвещением народа: трудился законоучителем в училищах по месту служения; составил церковно-приходскую летопись Вознесенской церкви села Гостево, которая удостоилась высокой оценки вятского историка Верещагина; проводил народные чтения о Святой Земле; многократно публиковался в «Вятских епархиальных ведомостях»; возглавлял церковно-приходские школы.
В годы Великой войны священник Николай много писал о русских героях, погибших на фронтах, служил молебны, говорил проповеди, в которых призывал к милосердию, к помощи пострадавшим, раненым, искалеченным воинам. В 1914-1915 годах отец Николай плодотворно сотрудничал с некоторыми общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным изданием «Пастырь-проповедник». За эти годы им было написано и опубликовано более 120 проповедей, речей и слов, которые свидетельствуют о его особом внимании к судьбам простых людей.
В мае 1918 года священник Николай был временно определен к Вознесенскому храму села Гостево. В июле 1918 года в городе Котельниче в качестве заложников были взяты представители духовенства, среди которых — священник Николай Флоров. По его словам, он был освобожден благодаря ходатайству красноармейца — сына священника Ивана Тепляшина.
Ведомость Вознесенской церкви села Гостева за 1921 год свидетельствует о том, что священник Николай Флоров активно руководил своим приходом, был председателем церковно-приходского совета. Его рукой записано, что в 1921 году совет заботился о религиозно-нравственном просвещении прихода и обучении детей Закону Божию и церковному пению в здании храма.
В 1923 году отец Николай Флоров был избран на должность благочинного первого Котельничского округа. В феврале 1924 года он выступил на обновленческом Епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого движения. В эти годы он был возведен в сан протоиерея.
В 1929 году протоиерей Николай назначен настоятелем Благовещенского храма в соседнее село Окатьево. Клирик этого же храма протоиерей Александр Чемоданов сообщал в епархиальный совет: «Мы, пастыри, в частности, о. Н. Флоров, оборвались до невозможности. В особенности о. Николай ходит положительно в рубище, какого не одевают даже окатьевские нищие, и одеться и обуться в теплую одежду не на что». При этом сам отец Николай писал супруге, что живет спокойно, читает святителя Феофана, пишет духовную музыку.
После закрытия в том же году храма в селе Окатьево протоиерей Николай ненадолго вернулся в село Гостево, где подвергся экспроприации всего имущества, включая дом.
Вскоре протоиерей Николай Флоров был приглашен на службу в село Кобра, где в течение двух лет перед этим были арестованы четыре священника и диакон. Понимая, что его, вероятно, ожидает арест, протоиерей Николай, тем не менее, приехал служить в село Кобру.
В октябре 1932 года протоиерей Николай Флоров был арестован. Почти за год до ареста он сделал на тетрадном листочке запись карандашом: «Остаюсь среди христиан навсегда. 1931 г. 28 октября».
Из заключения протоиерей Николай писал архиепископу Евгению (Зернову): «В вину мне поставили "регистрацию прихода". Я исполнил пастырский долг, открыл общину и совершал богослужения. Полагаю, я подражал апостольской ревности и томлюсь во Имя Христово». Протоиерей Николай был осужден на три года высылки в Северный край. Но будучи тяжело больным, он был освобожден из заключения в связи с переполненностью тюрем в едва живом состоянии 3 июля 1933 года. В тот же день он отошел ко Господу.
***
Освященный Архиерейский Собор 2008 года поручил Священному Синоду по надлежащем рассмотрении «принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых Русской Православной Церковью Заграницей, канонизированных в период разделения» (Определение по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых).
На Архиерейском Соборе 2016 года было принято решение об общецерковном прославлении ряда святых, ранее канонизованных Русской Зарубежной Церковью.
Изучив за истекший период жизнеописания ряда подвижников благочестия эпохи гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке, Синодальная комиссия по канонизации святых в согласии с учрежденной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рабочей группой по решению вопросов расхождения в месяцесловах Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви приняла решение представить Священному Синоду предложение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви: священномучеников Максима (Жижиленко), епископа Серпуховского (†1931); Сергия (Дружинина), епископа Нарвского (†1937); Константина Жданова (†1919), Николая Околовича (†1934), Николая Прозорова (†1930), Сергия Тихомирова (†1930), пресвитеров; насельников Раифской Богородицкой пустыни преподобномучеников иеромонахов Антония (Чиркова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова) и послушника Петра Тупицына (†1930).
Священномученики Константин Жданов и Николай Околович, пресвитеры, ранее также прославлены как местночтимые святые в Белорусском экзархате.
Преподобномученики Раифские прославлены как местночтимые святые в Казанской епархии.
Патриархия.ru