Во всех древних монашеских уставах говорится о том, что иноки не должны иметь никакой собственности. Древние монахи строго хранили эти уставы. Один из примеров такой бессребренической жизни описан в «Луге Духовном».
«В лавре Башен жил один старец, отличавшийся полной нестяжательностью. В то же время он очень любил подавать милостыню. Однажды пришел к нему в келью один бедняк, прося милостыни. Старец ничего не имел, кроме хлеба, и, взяв его, подал нищему, но тот возразил: «Не нужно мне хлеба. Дай мне одежду». Желая услужить бедняку, старец, взяв его за руку, привел в свою келью. Нищий не нашел в ней ничего, кроме того, что носил на себе сам старец. Глубоко тронутый святостью старца, нищий развязал свой мешок, вынул из него все, что имел, и положил посреди кельи, сказав: «Возьми это, добрый старец! А себе я найду что мне нужно в другом месте»».
«Красой монашества» называли древние нищету, считая ее «великим ограждением» монастырей. Нищета иных подвижников доходила до наготы. Об авве Серапионе рассказывали, что однажды он шел куда-то, имея на себе рубашку и легкий плащ, но и с теми расстался по дороге. Плащом покрыл нагое тело мертвеца, встреченное им на пути, рубашку отдал нищему, дрожащему от холода. Когда Серапион остался без одежды, он присел на крыльце одного дома, пока один сановник не узнал его и не дал ему собственных одежд.
2020-05-29 11:35