Поговорим о покаянии.
Покаяние имеет великую силу. Оно может человека, погрузившегося во грехи, освободить, если он захочет, от бремени и, когда он находится в опасности, поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла. Оно может, если мы захотим, опять изобразить в нас Христа, только мы должны приступить к покаянию, – считает святитель Иоанн Златоуст.
В чем состоит врачевство покаяния, и как оно употребляется?
Во-первых, оно состоит из сознания своих грехов и исповедания их, – учит святитель.
Во-вторых, покаяние состоит из великого смиренномудрия. Если исповедовать грехи, как должно исповедовать, то душа смирится, ибо совесть, терзая ее, делает смиренною. Блаженный Давид молился: «…сердце чисто созижди во мне, Боже… сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50). Сердце сокрушенное не возмущается, не оскорбляет других, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает ни на кого. В том и состоит сокрушение сердца, что оно, хотя само бывает оскорбляемо, хотя терпит зло, остается спокойным и не возбуждается к мщению.
После смиренномудрия нужны непрестанные молитвы и обильные слезы...
После усильных молитв нужно великое милосердие. Оно в особенности делает сильным врачевство покаяния. Как лекарство содержит в себе много трав, но главная – одна, так и в покаянии подобной многоцелебной травой бывает милосердие, и даже от него зависит все. Божественное Писание говорит: «…дадите милостыню; и се, вся чиста вам будут» (Лк. 11, 41). «Огнь горящ угасит вода, и милостыня очистит грехи», – написано в Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова (Сир. 3, 30).
Следующий этап покаяния – это отсутствие гнева и памятозлобия. Необходимо всем прощать их грехи. Нужно также защищать обижаемых, не гневаться, переносить все кротко.
Кто ежедневно помышляет о своих грехах, тот непременно достигнет их исцеления, а кто только говорит: «я грешен», но не представляет себе грехов своих порознь и не припоминает: «в том-то и в том-то я согрешил», тот никогда не перестанет грешить. Он часто будет исповедоваться, но никогда не будет думать о своем исправлении, – наставляет святитель Иоанн Златоуст.