Зависть… Это чувство, без сомнения, посещало каждого из нас. Иногда мы завидуем легко и мимолетно – «белой» завистью, разделяя радость других людей и желая себе того же. Но иногда нам кажется, что мы лишены каких-то благ по вопиющей несправедливости. И тогда это тяжелое чувство прочно укореняется в нашей душе, вызывая злобу, мстительность, а иногда и прямую агрессию.
Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «завидовать хуже, чем враждовать. Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».
Святые отцы называют зависть древнейшим грехом. Оно преследует человечество с момента грехопадения Адама и Евы. Их сын Каин по наущению дьявола был одержим этой страстью. Он во всем завидовал своему брату Авелю и жаждал превосходства над ним. А когда Бог пренебрег его жертвой, приняв жертву Авеля, Каин впал в ярость и убил своего брата.
По мнению святителя Григория Богослова, зависть «одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее!»
И действительно, зависть разрушительна по отношению к своему «хозяину». Она лишает его покоя и радости. Получается, что завидуя, человек сам себя и наказывает.
Преподобный Амвросий говорил: «Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Как преодолеть грех зависти? Надо переключить внимание с чужой жизни на собственную, сосредоточиться на своих грехах и недостатках. Но без молитвы, без Божией помощи это сделать крайне сложно. Преподобный Иоанн Кассиан советует: «Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».
Помоги Господи!