Среди молитв-песнопений, которые мы слышим на литургии и всенощном бдении есть молитвы-песнопения, которые люди получили от Ангелов. Среди них Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Церковное Предание рассказывает, ...

Архив новостей

Среди молитв-песнопений, которые мы слышим на литургии и всенощном бдении есть молитвы-песнопения, которые люди получили от Ангелов. Среди них Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Церковное Предание рассказывает, ...

Среди молитв-песнопений, которые мы слышим на литургии и всенощном бдении есть молитвы-песнопения, которые люди получили от Ангелов. Среди них Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»
Церковное Предание рассказывает, как в далекие времена Византия подверглась страшному землетрясению. Целые острова погружались в море, не говоря уже о разрушенных областях, городах и селениях. Император Византии Феодосий и его сестра Пульхерия поняли, что таким образом выражается гнев Божий и решили, что все жители Константинополя должны пройти крестным ходом из города в открытое поле и там совершить молебен. Во время крестного хода император и патриарх шли босыми. 
Когда служился молебен, неведомая сила вознесла одного отрока на небо. Через некоторое время он был возвращен на землю и рассказал, что там, на небе, он слышал, как Ангелы воспевают песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Все собравшиеся запели в один голос эту песнь, прибавив «Помилуй нас!». И тут же землетрясение прекратилось. 
В память об этом чудесном событии счастливый император издал указ, по которому Трисвятое было введено в богослужение. Эту песнь обязательно включают в каждую из служб – молебен, Вечерня, Утреня, Часы. Даже в наших домашних молитвах утром и вечером мы обращаемся к Богу этими словами. Особое место Трисвятое занимает в литургии.
Трисвятая песнь обращена к Единой и Нераздельной Пресвятой Троице. В то же время она содержит слова, взывающие к каждому из трех Ее Лиц. Когда мы произносим «Святый Боже», мы обращаемся к Богу Отцу. Тем самым мы исповедуем единого Бога, Творца всей Вселенной и всего сущего на небе и на земле. Мы исповедуем, что нет кроме Него иных богов, что Он воистину Господь Вседержитель.
Когда мы поем «Святый Крепкий», мы обращаемся к Богу Сыну, Господу нашему Иисусу Христу. Называя Его крепким, мы исповедуем, что Он есть крепость и сила Отца, что Он всю Вселенную содержит в крепкой Своей деснице. Что у Него вся сила и вся власть, как некогда Словом Отца был сотворен мир, так и сейчас сила и крепость Его Слова действует в нас. Крепким мы называем Бога Сына и потому, что Церковь Свою Он наделил такой крепостью, что никакие адские силы не одолеют ее.
Когда мы произносим «Святый Безсмертный», мы обращаемся к Святому Духу. Называя его безсмертным, мы исповедуем, что Он есть единственный источник жизни, пребывающий вовеки, что Его наитием, исходящим от Отца, дается дыхание всему живому на земле. 
Заключительные слова «Помилуй нас!» обращены, как будто, к одному Лицу, но на самом деле относятся ко всем Лицам Пресвятой Троицы. Обращением этим мы исповедуем, что Троица едина и нераздельна, что все Ее Лица одинаково святы, и что ни одно не существует без другого.


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе