Есть люди, совершенно выбивающиеся из общих представлений о том, как должен жить человек. Часто таких называют сумасшедшими, иногда их даже отправляют на принудительное лечение. Так было с художником Василием Ситниковым, родившимся еще в Российской Империи, в 1915 году. Во время Великой Отечественной войны он рыл окопы под Москвой и собирал листовки, разбросанные фашистскими летчиками. Обратная сторона листовок была чистой и на ней можно было рисовать. Кто-то донес. В результате Ситникова признали душевнобольным и отправили на лечение в Казань.
Через три года художник вернулся в Москву, а с 1951-го начал преподавать.
В 1975 году Ситников эмигрировал в Австрию, спустя пять лет – в США. Но перед этим Василий Яковлевич передал собранную им уникальную коллекцию икон в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Одна из них – «Спас Вседержитель» – открывает экспозицию музея в Андрониковом монастыре. По мнению одних специалистов этот памятник иконописи относится к XI-XII вв. и происходит из Византии. Другие датируют образ серединой XIII века, приписывая его к русской школе.
Образ «Спас Вседержитель» необычен, иконописец подчеркнул мускулистость рук и торса Иисуса Христа – мужественного Творца Вселенной, наделенного огромной творческой мощью. Икона находилась в построенной в 1773 году Спасской церкви в селе Гавшинка на берегу реки Соньга под Ярославлем. Отсюда другое название образа – «Спас из Гавшинки». В новое время село принадлежало Толгскому монастырю, однако до Смутного времени это была вотчина бояр Долгово-Сабуровых.
Василий Яковлевич Ситников умер в Нью-Йорке, однако его родные перевезли урну с прахом художника в Москву и захоронили на Ваганьковском кладбище.
Так художник вернулся на родину.
2020-07-15 19:02