После взрыва в Бейруте прошло уже 10 дней. Но жители Ливана все еще не могут опомниться от первого страшного шока после трагедии. Расчистка улиц пока идет медленно, поэтому к работе по разбору завалов стали подключаться волонтеры. Среди них и молодые прихожане подворья Русской Православной Церкви в Бейруте.
«В Ливане сейчас возникло очень мощное волонтерское движение, — рассказывает архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте. — В него вошла в основном ливанская молодежь и люди, приехавшие из-за рубежа. Среди этих волонтеров в расчистке центра города от завалов помогают и наши молодые прихожане. Атмосфера в центре Бейрута очень позитивная. Есть представители многих благотворительных общественных организаций, много молодежи, которые с утра и весь день работают, очищая город от стекла, искореженного металла и мусора. Волонтеры побывали на квартирах и некоторых наших прихожан и за короткий срок помогли навести порядок в комнатах».
Несколько семей из прихода вовсе остались без крыши над головой. У остальных взрывной волной выбило в домах стекла, покорежило стены и двери.
«Во многих странах, действительно, очень сердечно переживают о случившемся в Ливане. Помощь приходит из разных стран. В частности, из России прилетели несколько бортов МЧС России, были развернуты походные госпитали, в которых ливанцы и наши соотечественники могут получить квалифицированную бесплатную медицинскую помощь. Ливанцы очень благодарны России за эту поддержку, которую она оказала в такой сложный момент их истории», — объясняет архимандрит Филипп.
При общине русского подворья в Бейруте сейчас действует приходской комитет помощи нуждающимся, тем, кто вследствие трагедии оказался в очень тяжелом положении. Денежные перечисления сюда поступают даже из-за границы.
«Не могу сказать, что у нас полностью прошел шок. Страна еще не опомнилась от того, что произошло в этой страшной трагедии, но постепенно люди консолидируются. Я встречался с митрополитом Бейрутским Илией, передавая ему соболезнования Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона по случаю постигшей Бейрут и Ливан трагедии. И митрополит Илия, в том числе, сказал, что эта трагедия сильно сплотила нас, и православную общину, и ливанское общество. Эта трагедия осознается как общая беда. Наша община русскоязычных православных христиан Ливана, которые проживают здесь постоянно, является тоже частью ливанского общества. Естественно, мы переживаем эту трагедию, как собственную, личную. А иначе не может быть! Мы все вместе пережили этот страшный день, и многие наши прихожане смотрели смерти в глаза, но чудом остались живы», — говорит священник.
Архимандрит Филипп рассказывает, что в первые минуты после трагедии стал в первую очередь обзванивать своих постоянных прихожан. Некоторые из них проживают в районе Ашрафие центральной части города, который находится в непосредственной близости от эпицентра взрыва. Одна из таких прихожанок — Аида Анна Сааде, директор воскресной школы при русском подворье.
«Я считаю чудом, что мне удалось выжить в тот день, — говорит Аида Анна Сааде, жительница Бейрута. — Я поехала забирать сыновей с тренировки и была на мосту недалеко от места трагедии. И когда произошел взрыв, его волной выбило все стекла в соседних автомобилях. А мою машину подбросило вверх, но стекла остались абсолютно целы, и я не пострадала. Тут же мне позвонила дочь. За пять минут до взрыва она вышла с работы и оказалась в таком месте, что зайди она за угол, все стекла и весь алюминий полетели бы на нее. Я считаю, что Господь ее спас. Половина здания, где она работает, обрушилось, там было много погибших, даже лифты были вырваны».
Дома Аиду Анну Сааде и ее дочь Анфису тоже ждал погром. Везде стекло, обломки и черная копоть от взрыва, которая с трудом отмывается от стен и мебели.
«Дочка помогла мне на скорую руку убрать стекло с пола, нарвала чистых полотенец на бинты и отправилась на улицу помогать пострадавшим, — рассказывает Аида Анна Сааде. — Вместе с друзьями они каждый день убирают стекла и обломки бетона во дворах и квартирах. Ходили в дом престарелых, помогали пожилым людям».
Сама Аида Сааде, помимо руководства в приходской воскресной школе подворья, работает учителем в общеобразовательной школе Бейрута. Здание тоже сильно пострадало от взрыва.
«В школе, где работает мама, разрушился четвертый этаж, — говорит Анфиса Сааде. — На второй день мы вместе с мамой пошли туда помогать. При школе есть храм святой Екатерины, там повыбивало окна с такой силой, что стекла торчали в стенах. Мы сразу взялись за уборку, и буквально часа за четыре нам удалось привести храм в порядок».
Анфисе Сааде 20 лет. В серьезных спасательных операциях юные добровольцы, конечно, не участвуют, но помогают искать животных, ходят в детские дома, чтобы навести там порядок, помогают одиноким старикам.
У одной из прихожанок русского подворья квартира находится очень близко к порту, где произошел взрыв. Взрывная волна вырвала у них все окна и двери в доме. Но люди успели вовремя укрыться.
«Раньше, еще в советские годы, в школе нам объясняли, что за яркой вспышкой придет взрывная волна. Надо тут же отходить от окон и ложиться на пол. И наша прихожанка вспомнила об этом, быстро всех своих собрала в коридоре подальше от окон и дверей. Так они спаслись от гибели, потому что дом их очень сильно пострадал», — объясняет Аида.
Сейчас жители Бейрута рады любой помощи. Страна переживает экономический кризис. Многие люди остались без работы, а после взрыва еще и без крыши над головой. Община русского подворья приняла коллегиальное решение, что средства, собранные приходским комитетом, в первую очередь будут направлены на помощь тем, кто в результате трагедии лишился жилья. Помимо этого, прихожане сдают кровь для пострадавших, а в самом храме святого Иоанна Предтечи, который практически не пострадал от взрыва, на днях был совершен благодарственный молебен об избавлении от смертельной опасности.
Патриархия.ru