В Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова говорится: «Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;
ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость;
и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его» (Сир. 10, 14-16).
Денница был низвержен и стал диаволом, заболев этой болезнью. Она лишила его прежнего достоинства, низвела в геенну, послужила причиной всех зол.
«Порок этот может сам по себе повредить всякую добродетель души – милостыню ли, молитву ли, пост или что-либо другое», – пишет святитель Иоанн Златоуст. Если для совершения других грехов можно найти какую-то причину, например, голод для укравшего, желание для совершившего блуд, то для высокомерия нет никакой причины, никакого предлога. «Высокомерие есть не что иное, как развращение души и самая тяжкая болезнь, происходящая не от чего другого, как только от безрассудства. Подлинно нет безрассуднее человека высокомерного, хотя бы он обладал большим богатством», – говорит святитель Иоанн. – «Жалкий и несчастный! Душу твою снедает жесточайшая болезнь, и ты, убогий крайним убожеством, мечтаешь, что у тебя столько и столько талантов золота и множество прислуги? Да это – не твое… подожди немного – и ты дознаешь собственным опытом, что нет для тебя никакой пользы от этих благ, когда при последнем издыхании, не будучи властен ни в одном часе, ни в одной минуте, ты невольно оставишь их окружающим тебя людям, и, что нередко случается, людям таким, которым ты и не хотел бы оставить».
Чтобы и с нами того не случилось, предупреждает Иоанн Златоуст, мы, пока живы и здоровы, предпошлем богатства в свой небесный град. Для этого перенесения нам не нужно «ни ослов, ни верблюдов, ни колесниц, ни кораблей – и от этих хлопот избавил нас Бог, – а нужны будут нам только бедные, хромые, слепые, недужные. Им-то поручен этот перевоз, они-то пересылают богатство на небо, они-то владетелей богатства вводят в наследие вечных благ, которого да достигнем и все мы».