«Твори благо, бегай злаго – спасен будеши», – завещал нам святитель Митрофан Воронежский. Эти слова особенно уместно вспомнить сегодня, когда во всем мире отмечается международный день благотворительности.
Московский музей предпринимателей, меценатов и благотворителей расположился в особняке, принадлежавшем до революции владельцу текстильной фабрики Ивану Григорьевичу Простякову. Известный фабрикант основал в этом доме начальное городское училище и здесь же, в специальных комнатах, поселил педагогов. Иван Григорьевич регулярно выплачивал им зарплату и закупал все необходимое для учеников – от книги до пряника на завтрак. Последователей, впрочем, как и предшественников, у Простякова было в России немало. Например, Василий Иванович Прохоров, основатель известной фабрики, ныне именуемой «Трехгорная мануфактура».
К концу XIX века на месте фабрики Прохорова вырос целый городок для рабочих. Те, кто трудился на фабрике, имели две зарплаты. Одна выражалась в денежных знаках и зависела от количества и качества выполняемой работы, другая была натуральная: за жилье, медицину, детские учреждения, театр, библиотеку, публичные лекции рабочие не платили ничего. Политика в области зарплаты до революции сильно отличалась от советского времени. Самая низшая зарплата (например, у сторожа) была около 5 рублей. Ткач, прядильщик, красильщик получали в среднем 15 рублей в месяц. На питание одного взрослого требовалось 3 рубля, поэтому на свои 15 рублей работник мог прокормить 4-5 человек в семье. Трудились и жены, им платили поменьше: 9-10 рублей. Детей можно было отдавать с 12 лет в ученики. Они получали 3-5 рублей. Дальнейший путь повышения зарплаты лежал через курсы. Если рабочий после 12-тичасового рабочего дня ходил на курсы, он мог попасть в категорию «старший рабочий» и получать 35-37 рублей.
Дальше – обучение на мастера, который получал 40-45 рублей. Высший предел заработной платы рабочих на российских предприятиях до революции был 100-120 рублей.
Российские дореволюционные бизнесмены решали не только социальные вопросы, им небезразличны были и проблемы науки, культуры, образования и медицины. Продолжение здесь: http://journalpp.ru/page.php?id=17