Грех уныния знаком многим людям. Иногда беспросветная тоска нападает как бы без видимых причин, сама по себе.  На душе становится так темно и тяжело, что кажется, покой и благодать покинули ее  навсегда. Преподобный Амвросий Оптинский давал ...

Архив новостей

Грех уныния знаком многим людям. Иногда беспросветная тоска нападает как бы без видимых причин, сама по себе. На душе становится так темно и тяжело, что кажется, покой и благодать покинули ее навсегда. Преподобный Амвросий Оптинский давал ...

Грех уныния знаком многим людям. Иногда беспросветная тоска нападает как бы без видимых причин, сама по себе.  На душе становится так темно и тяжело, что кажется, покой и благодать покинули ее  навсегда.
Преподобный Амвросий Оптинский давал этому состоянию такое определение:
«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
По житию святых отцов мы знаем, что этот грех не обходил стороной даже великих молитвенников, и особенно тех, кто жил в затворе. Как преодолеть душевный кризис? Как бороться с унынием?
Прежде всего, надо успокоиться и понять, что это временное состояние души . Оно обязательно пройдет, как проходят ненастные дни. Амвросий Оптинский, давая наставление одному из своих духовных чад, писал: «Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах. …Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами».
Мрак душевный, по словам Амвросия Оптинского, часто происходит от нераскаянных грехов и неправильных помыслов. Он рассеется, когда человек осознает свою вину перед Богом и принесет достойное покаяние.
Нередко святые отцы называют уныние бесовским наваждением, против которого есть испытанное средство – физический труд. Оптинский старец Лев советовал своим духовным чадам постоянно находиться в трудах, избегать «праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят». 
Чем конкретно заняться? Можно поехать в ближайший монастырь и поработать во славу Божию трудником. Можно просто наколоть дров одинокой вдове…
Но без молитвы одолеть духовный кризис все равно не получится. Глинский старец архимандрит Иоанн советовал в минуты уныния чаще обращаться за помощью к Божией Матери, читать молитву «Пресвятая Владычице, моя Богородица…».  И впредь не поддаваться искушению, всегда держать  дверь своей души закрытой. Что это значит?
Старец говорил, что уныние и тоска наступает, когда «дверь души открыта, то есть впускает лукавые помыслы. Они понемногу расхищают всё, что накопилось в душе, все дары молитвы. Нужно дверь закрыть, помыслы гнать, богатство копить. Тогда в душе будет теплота, сокровище и благодать».
Помоги, Господи!
 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе