Поговорим о любезном для всех и лукавом владыке – чреве.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет о чревоугодии: «…чудно было бы, если бы кто-нибудь прежде сошествия своего во гроб освободился от сей страсти. Чревоугодие есть притворство чрева, потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!» …Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом».
Как же бороться с этой страстью? Святой Иоанн советует: «Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне… Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд, ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего; и таким образом или пребудешь в пределах воздержания или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл». «Когда нет сильной плотской брани и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича», – говорит прп. Иоанн.
«Ум постника молится трезвенно, а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источники слез, а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды… Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами», – читаем в «Лествице».
Так будем же следить за собой и призывать Духа Святого, чтобы с Его помощью победить страсть чревоугодия.