«Ни стыда, ни совести» – это, пожалуй, одно из самых серьезных обвинений, которое может услышать христианин в свой адрес. Почему? И что такое «совесть»?
Глубинный смысл слова кроется в его этимологии. «Совесть» состоит из двух частей – «со» и «весть». «Весть» по-древнеславянски – это высшее божественное знание. «Со» имеет значение присоединения, объединения. Таким образом, «совесть» – это причастность к божественному знанию. Вот, оказывается, как велико это слово!
Люди, живущие по совести, – счастливые люди. Они живут в согласии с Самим Господом. Подтверждение этой мысли находим у преподобного аввы Исайи.
«Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, – сие называется совестью, а она есть естественный закон».
Попирая естественный закон, мы оказываемся противниками воли Божией. Предателями по отношению к себе самим. Разрушителями того образа, который является подобием образа Божия. И тогда в нас просыпается чувство вины…
«Подлинно нет между людьми ни одного судии, столь неусыпного, как наша совесть, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестью смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других средств, извращающих правоту их суда; а судилище совести ничему такому не подчиняется, но хотя бы ты давал деньги, хотя бы льстил, хотя бы угрожал или другое что делал, она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Притом совесть делает это не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь; и хотя бы прошло много времени, она никогда не забывает сделанного, но сильно обличает нас и при совершении греха, и до совершения, и особенно — по совершении...»
И в этом обличении – наше спасение. Святитель Иоанн Златоуст называет совесть священным якорем, который не дает нам совершенно погрузиться в бездну греха.
Совесть как природное чувство, как Божий глас, дается нам от рождения, а закрепляется семейным воспитанием, правильными книгами, поучительными примерами.
Преподобный Марк Подвижник говорит ещё об одном «воспитателе» совести – молитве. «Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва – совестью».
Взаимосвязь очевидна: одно питается другим. Совесть и молитва удерживают нас от греха и ведут к спасению. Христианин быть бессовестным не может по определению…