Многие думают, что христианству чужд юмор, смех, улыбка, что праведники всегда ходят с печальными, постными лицами. Но так ли это? Как святые относятся к этим эмоциям?
• «Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась».
Святитель Иоанн Златоуст
• «Берегись излишнего смеха; он расслабляет душу, а душа, расслабев, легко свергает с себя узду закона».
Преподобный Нил Синайский
• «Веселость не грех, она усталость отгоняет, а от усталости уныние бывает – и хуже его нет».
Преподобный Серафим Саровский
• «Добрый смех – не грех».
Архимандрит Павел (Груздев)
Святые отцы, многие из которых сами любили пошутить (например, оптинские старцы), говорят о том, что смех смеху рознь. Гомерический безудержный хохот – это одно, а добродушное веселие, мягкий, необидный юмор – это совсем другое. Он нередко разрешает затруднительное положение, говорит о хорошем настроении собеседника и, как правило, его остром уме.
Но юмор в характере не у каждого. Шутить надо уметь. А вот добрая приветливая улыбка точно никому не помешает. Она является проявлением лучших душевных качеств человека.
Улыбчивые люди никогда не бывают завистливыми, злыми, одинокими. Улыбайтесь чаще, делитесь своим внутренним светом!