Необидчивые люди встречаются в нашей жизни крайне редко. Все мы, как правило, таим в сердце занозы – старые обиды. Вроде бы ты и простил согрешившего против тебя человека, но время от времени в памяти всплывают неприятные подробности происшедшего, и ты практически физически ощущаешь, как со дна души снова поднимается муть – тот самый «осадочек», который всё же остался. Почему это происходит даже после того, как ты на исповеди раскаялся в грехе обидчивости?
Причина – в слабости духа, нашей уязвленной гордыни и в укоренившейся привычке осуждать ближнего. Чтобы не держать годами камень за пазухой, надо учиться прощать обиды сразу, «по мере их поступления».
Преподобный Анастасий Синайский считает грех злопамятства одним из самых тяжелых и говорит о нём очень эмоционально. "Великое есть зло, как если кто пойдет в церковь, питая злобу против ближнего, и станет со лжею произносить в молитве Господней слова: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. О, человек, имеющий неприязненный яд в сердце! Зачем ты говоришь эти слова, и что понапрасну трудишься в молитве, и зачем вопиешь ложно Богу: прости мне, как и я простил? Молиться ты пришел или лгать, благодать обрести или удовлетворить гневу, спасение получить или муку? Неужели ты не слышишь, что во время божественной службы возглашается: "возлюбим друг друга!..." т.е. всякую неправду и злобу отложим? Подумай, человек, как ты стоишь со злобою в сердце, когда Ангелы служат, многоочитые Херувимы св. трапезе Тело Христово покрывают и шестокрылатые Серафимы Трисвятую песнь поют, и все со страхом стоят, и Иерей за всех людей молится, и Дух Святый нисходят, и Ангелы написуют имена входящих в церковь? Как же, возлюбленный, не ужасаешься и как просишь прощения, а сам не прощаешь? Не забывай, что если не простишь согрешившим против тебя, то и сам не будешь прощен, и простит тебя Бог только тогда, когда сам простишь, и помилует тогда, когда сам помилуешь».
А иначе, по словам Преподобного, всё бесполезно: и пост, и молитва, и добрые дела. Змеиный яд злопамятства, который человек носит в сердце, отравляет его нынешнюю земную жизнь и не оставляет надежды на «жизнь будущего века».
Как победить этот тяжкий душевный недуг? Преподобный Ефрем Сирин дает очень конкретный совет. Его надо лечить «содержанием в душе страха Божия и памяти о дне кончины».
Помоги нам, Господи, хранить в душе спасительный страх Божий и дай нам силы избавиться от тяжкого греха злопамятства.