ПОДВИЖНИКИ ВЕРЫ ХХ ВЕКА.
Имя преподобного Серафима Глинского (Романцова), к сожалению, не слишком хорошо известно в нашей стране. Между тем, его роль в истории Церкви огромна. В ХХ веке, когда наша вера подвергалась гонению со стороны безбожных властей, старец Серафим был маяком веры для тысяч мирян и духовным отцом тайных пустынножителей Кавказских гор.
Будущий схиархимандрит Иван Романцов родился в 1885 году в Курской губернии в крестьянской семье. После смерти родителей в 1910 году поступил послушником в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (Глинскую пустынь). Участвовал в Первой Мировой войне, но после ранения вернулся в родную обитель.
В 1919 году Ивана Романцова постригли в монахи с именем Ювеналий. Его духовным наставником стал известный в то время старец Аристоклий (Ветер), научивший молодого монаха чистосердечному ежедневному исповеданию своих грехов.
Но в 1922 году советские власти закрыли Глинскую обитель, и отцу Ювеналию пришлось перебраться в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии. Спустя шесть лет закрыли и его.
К тому времени отец Ювеналий принял схиму с именем Серафим и вынужденно поселился в миру. До 1930 года жил в окрестностях Алма-Аты и работал на пасеке. Как мог помешать советским властям сторож пасеки, остается загадкой, но в 1930 году старца Серафима арестовали и отправили строить печально известный Беломоро-Балтийский канал.
Спустя четыре года отца Серафима выпустили на свободу. Он уезжает сначала в Ташкент, затем в Киргизию – в Токтогульские горы, где селится вдали от людей, в убогой хижине, сплетенной из лозы.
Двенадцать лет старец пребывал в постоянном молитвенном делании, творя Иисусову молитву. «Горячая молитва, – говорил отец Серафим, – ограждала меня во всех трудных обстоятельствах моей жизни».
В 1947 году, при первой же возможности, отец Серафим вернулся в родную обитель – Глинскую пустынь – и вскоре стал его игуменом и духовником. Особым даром старца было умение принимать исповедь, вызывать людей на откровенность.
Преподобный Серафим вел своих духовных чад к истинно христианской жизни – совершенной, возвышенной, что невозможно без подвига смирения. Старец говорил: «...Всего необходимее для спасения смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это величайший дар Божий, и приобретается он многими трудами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами неизъяснимо».
Старец первый подавал пример такого смирения. Почти все свои письма он подписывал словами «Недостойный Серафим». Современник преподобного, отец Рафаил, в своих воспоминаниях писал, что сам отец Серафим прошел многолетнюю тяжелую школу монастырского послушания. «Затем учился в «академии смирения» – в тюрьмах, ссылках и лагерях, приобрел опыт пустынножителя в степях Киргизии и горах Кавказа. Поэтому его можно назвать «доктором монашеских наук».
…В начале 1960-х годов началось новое гонение на Церковь и верующих. Была закрыта Глинская обитель, и монахи ушли в абхазские горы, где близ озера Амткел была создана тайная монашеская община.
Пустынники строили на берегу озера небольшие кельи, расчищали лес и на освобожденной земле разбивали огород. Сам отец Серафим поселился в центре Сухуми, у храма, в небольшом домике, где по ночам встречался со своими духовными чадами, которые спускались к нему с гор для исповеди и духовного окормления.
Постепенно правда о тайной монашеской жизни Кавказа и опытных наставников стала распространяться по всей России. В горы потянулись гонимые монахи и те, кто только мечтал посвятить свою жизнь Богу. В Цебельде, Азанте, Амткеле, Двуречье, Псху и других местах стали возникать монашеские общины. Но отнюдь не стихийно. Все, кто хотел жить в пустыни, прежде брали благословение у старца Серафима.
Пустынники много молились – до десяти часов в день. Это была почти исключительно Иисусова молитва, заменявшая им все церковные чинопоследования и правила. Молились, по благословению отца Серафима, и за всех, пребывающих в миру.
Но о тайных монашеских скитах стало известно советским властям. В Сухуми пришел приказ из Москвы «вывести монахов из гор». Пустынники стали подвергаться настоящей травле. К операции по уничтожению пустынножительства на Кавказе были подключены силы КГБ.
Свидетели тех событий вспоминали: «На вертолетах делали облавы на монахов, заталкивали их силой в вертолет, а потом судили за тунеядство, сажали в тюрьму… В таких почти военных условиях служили монахи Богу и молились за весь мир. Господь покрывал их в нелегком подвиге, и они были с Ним».
Но пустынники не сдавались. Строили келии под пихтами, чтобы дым, по которому можно было их выследить, застревал в густых ветвях дерева и рассеивался. Продукты доставляли монахам до наступления холодов. Зимой, когда выпадал снег и все тропы заметало, в пустынные горные места дойти уже было невозможно.
Отец Серафим лично доставлял провизию своим духовным чадам, поднимаясь в горы с тяжелой поклажей по бездорожью, хотя в то время ему было более семидесяти лет.
В 1975 году митрополит Сухумский и Абхазский Илия рукоположил схиигумена Серафима в схиархимандриты. В конце того же года старец почувствовал себя плохо. Слег в постель. Всё время, несмотря на сильную слабость, читал Иисусову молитву. В течение двух недель ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Уже на смертном одре будучи в полном сознании, преподобный сподобился видения своих братьев по духу. Затем он сказал: «О чем я молился всю жизнь и чего искал, то открылось сейчас в моем сердце; моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить».
1 января 1976 года благодатный старец мирно предал дух свой Богу. Преподобного Серафима похоронили на Михайловском кладбище города Сухуми, но спустя тридцать пять лет по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мощи святого были перенесены в Глинскую пустынь.
Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!