Продолжаем разбирать кондак Рождества Христова вместе с прп. Амвросием Оптинским. (Начало в посте от 26 ноября)
«Ангели с пастырьми славословят». За что такой чести и славы сподобились простые пастыри? За свое простосердечие и за простой образ их жизни, которую св. Иоанн Златоуст по суровости и лишениям уподобляет житию Предтечи. Ели они только хлеб; и пили из источника воду где приходилось. А сказано в псалмах: от потока на пути пиет, сего ради вознесет главу (Пс. 109, 7). Кто же питается роскошными снедями и пьет дорогия пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле. Сказано еще в Евангелии о пастырях, что они беху бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем (Лк. 2, 8). В полунощи пастыри бдели, и когда родился Христос, явились им ангелы и пред ними в воздушном пространстве славословили Господа: Слава в вышних Богу. И на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Не могли же ангелы славословить Господа пред спящими и сонливыми.
«Волсви же со звездою путешествуют». Волхвы, т.е. восточные мудрецы, занимавшиеся астрономиею, когда увидели необыкновенную звезду, то пришли во Иерусалим поклониться рождшемуся Христу, так как слышали от учителя своего Валаама пророчество, что возсияет звезда от Иакова (Числ. 24, 17). Вот и мудрецы, только мудрецы древние, разсматривая звезды небесныя, познавали Бога, по сказанному:Небеса поведают славу Божию (Пс 18, 1); а мудрецы настоящего времени, разсматривая и исследывая видимый мир, большею частию делаются безбожниками.
«Нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог». Думаю, что слова эти для всех ясны и понятны.
К сказанному же прибавлю только то, что хотя учитель волхвов Валаам был пророк храмлющий и интереса ради учил Валака положити соблазн пред сынми Израилевыми (Откр. 2, 14); но ученики его, волхвы, оказались людьми богомудрыми, подобно тому, как и пророку Самуилу не повредило, что он был учеником священника Илия, который слабо обращался со своими детьми.
Так и вы старайтесь подражать сим богомудрым ученикам. Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь. Тогда несомненно получите великую милость Божию, по неизреченному человеколюбию и милосердию нас ради Вочеловечшася Сына Божия. Аминь».