Потеряв близкого человека, мы, порой, долго не можем примириться с мучительной потерей. И лишь когда приходит осознание, что ты можешь (здесь и сейчас!) помочь усопшему своей горячей молитвой, душа, наконец, находит покой.
Наша Церковь учит, что загробная участь людей до Страшного суда не решена окончательно и мы своими молитвами не только можем, но и должны помогать нашим близким. Между мертвыми и живыми остаются прочные духовные связи.
Оптинский старец Антоний (Путилов) об этих связях говорил так: «Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша – об них. И не только праведники, души которых в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся об нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных».
Значит, и грешники, попав в загробную жизнь, могут молиться? Паисий Святогорец утверждает, что не все. В беседе со своим учеником он однажды сказал: « Помысл говорит мне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны. Эти души не только не просят помощи, но и не приемлют её. Да и зачем им помощь? Что может сделать для них Бог? Представьте, что ребёнок уходит из дома своего отца, растрачивает всё его имущество и вдобавок ко всему ещё и поносит отца последними словами. Э-э, чем тогда может помочь ему отец? Однако другие осуждённые в аду – те, у кого есть немного любочестия, ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи. Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То есть сейчас Бог даёт этим осуждённым людям благоприятную возможность получать помощь до тех пор, пока не наступит Второе Пришествие. В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осуждённым усопшим перевод из одной «темницы» в другую – в лучшую, из одной «камеры» в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из «камеры» в какую-нибудь «комнату» или «квартиру».
В этом развернутом ответе святого обратим внимание на фразу «если человек «друг» Бога». Значит, если человек продолжает жить греховно, но время от времени подает записочки за умерших близких, то польза от этого небольшая.
Святитель Тихон Задонский на это указывает прямо: «Ежели хотим, чтобы Бог услышал нашу молитву, то мы должны слушать Его, повеления и заповеди Его исполнять. Без этого тщетна бывает наша молитва; грешника Бог не послушает. Молитва, если хочешь, чтобы она была услышана, должна отвести тебя от греха. Кто же грешен и от греха не отступает, того молитвы не приемлет».
Нередко страшная трагедия – потеря близких – побуждает человека к исправлению. Душа, размягченная страданием, сама ищет Бога. И помогает не только душе почившего, но и себе самой.
За усопших молятся близкие люди. Молятся монахи. Молится мать-Церковь. И если человек умер в верном настрое духа, раскаявшись в содеянных грехах, то он, как утверждают святые отцы, непременно получит освобождение от адских мук.
Помоги, Господи!
2020-12-02 18:20