Сегодня церковь чтит память великомученика Федора Тирона. В честь этого святого, жившего в IV веке, в России освящено множество храмов. Один из них находится в Ялте, в микрорайоне Аутка.
Точная дата постройки первого храма неизвестно. Но достоверно установлено, что его строили греки, которые принесли Православие на землю Тавриды.
Местные жители всегда почитали святого воина Федора Тирона и любили свой древний намоленный храм. Церковь, которая несколько раз горела, неизменно восстанавливали на первоначальном фундаменте.
В 1861 году император Александр II, отдыхавший в Ливадии с семьей, посетил храм Федора Тирона и выделил необходимую сумму для ее расширения и перестройки. Обновленная церковь стала излюбленным местом венчания молодых пар.
Церковная община росла год от года, и в 90-х годах ХIХ века снова возникла необходимость расширять храм. Новую церковь решили возводить из камня. Самое активное участие в ее строительстве принял А. П. Чехов, купивший в 1898 году дачу в верхней Аутке. Отныне история Феодоровского храма тесно связана с именем писателя и членами его семьи.
По завершению строительства жители Аутки, большинство которых составляли этнические греки, попросили известного писателя «найти» для храма греческого священника. Чехов обратился к архиепископу Николаю, и тот просьбу удовлетворил. Настоятелем храма был назначен отец Василий Феодори.
Антон Павлович часто бывал на богослужениях в Феодоровском храме. Писатель воспринимал его как любимую домашнюю церковь. Именно здесь в 1901 году он обвенчался с О.Л. Книппер. Здесь же состоялась и панихида по писателю, умершему от чахотки в Германии. В Феодоровском храме отпевали его мать – Евгению Яковлевну Чехову.
В церковно-приходской школе преподавал близкий друг А.П.Чехова отец Сергий Щукин. А любимая сестра писателя – Мария Павловна – была постоянной прихожанкой храма и в течение многих лет возглавляла церковную двадцатку самых активных прихожан.
…В 20-х годах прошлого века, когда в Крыму установилась советская власть, греки были депортированы, и Аутка опустела. По этой причине епархиальное начальство отказало общине храма в регистрации. Он был снят с учета, храмовое имущество начальство рекомендовало передать в ялтинский Александро-Невский собор.
Но двадцатка не подчинилась. Мария Павловна заперла храм и спрятала ключи. Она постоянно ходатайствовала о возобновлении в храме богослужений. По этому поводу Мария Павловна обращалась даже к влиятельным лицам, посещавшим дом-музей ее брата. И вот, наконец, 16 апреля 1946 года накануне Пасхи из Москвы пришла срочная правительственная телеграмма: "Советом по делам церкви при Совете Министров СССР разрешено открыть церковь. тчк. Разрешается проведение пасхальной службы". Через три дня храм был открыт.
Но ненадолго. Через некоторое время храм снова закрыли и устроили в нем спортивный зал. Лишь в 90-х годах прошлого века его передали верующим.
К тому времени от прежнего великолепного убранства храма практически ничего не сохранилось. Всё, что мы сегодня видим, создавалось в наши дни на скромные пожертвования прихожан. Пожалуй, главное украшение – это цветы, которые в праздничные дни верующие приносят в храм.
Именно цветы сделали Феодоровскую церковь известной на весь Крымский полуостров. А точнее – засохшая веточка белой лилии. Всеми забытая она простояла в храме несколько месяцев. 20 сентября 2002 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, она вдруг зацвела.
Это явное чудо, совершенное по милости небесного покровителя храма, привлекло в Аутку множество паломников, которые пришли поклониться иконе великомученика Федора Тирона (что значит «новобранец») с частицами его мощей.
Этот святой (молодой воин римской армии), отказавшийся принести жертву языческим богам и устроивший пожар в храме богини Кибелы, сам был брошен в огонь. Великомученику Федору Тирону молятся в укреплении веры и поддержке в дни поста.
..Если вы планируете поездку в Крым и посещение Дома-музея Антона Павловича Чехова в Аутке, обязательно зайдите помолиться в Феодоровский храм, где получал утешение А.П.Чехов в последние годы своей жизни.