Знаете ли вы, что в Ветхом Завете прообразами Честного Креста Господня были самые разные вещи. Например, в Книге Бытия образ победоносного Креста святые отцы находили, прежде всего, в трехсотном числе домочадцев Авраама, с которыми он вышел против пленивших Лота и победил их. Это число пишется через древнееврейскую и греческую литеру t, имеющую сходство с формой креста.
В Книге Царств прообразом Креста служили, по замечанию святых отцов, те поленца, которые собрала вдова сарептская, чтобы испечь на них хлеб (3 Цар. 17, 12). Блаженный Августин говорит: «Здесь изображается знамение креста не одним только деревом, но даже и числом дерев… Эта вдовица не имела ничего… и с своими детьми она должна была умереть. Вот вышла она собрать два поленца, чтобы испечь себе хлеб, и тогда-то увидел ее Илия; тогда увидел ее человек Божий, когда она искала двух поленцев. Эта женщина прообразовала Церковь, и так как крест делается из двух дерев, то она, угрожаемая смертию, искала того, чем она могла бы всегда существовать».
Крестообразное пресечение моря жезлом Моисея также прообразовало Крест: «Жезл Моисея, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – пресек море в подобие креста, и Израиля спас, и Фараона погрузил». Об этом поется в каноне на праздник Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей…».
Повешенный Моисеем на знамени медный змий – тоже прообраз Креста. Об этом говорит и Сам Спаситель: «Якоже Моисей вознесе змию в пустыне, тако подобает вознестися Сыну Человеческому...» (Ин. 3, 14).
Расположение полков израильских вокруг Скинии с четырех сторон также служило прообразом Креста: в середине ополчения стояла сень свидения с кивотом Завета, и тут же находилось племя Левиино, служившее Скинии. С востока располагалось три полка: Иудин, Иссахаров и Завулонов; с запада тоже три полка: Ефремов, Манассиин и Вениаминов. С юга три полка: Рувимов, Симеонов и Гадов, и с севера три: Данов, Ассуров и Неффалимов.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Крестом Господним мы всегда будем хвалиться и благоукрашаться, на него надеяться, к нему прибегать для освящения, охранения и защиты...
Непобедимая, непостижимая, Божественная сила Честного и Животворящего Креста, не остави нас грешных!»