Во второе воскресение Великого поста Церковь чтит память преподобного Григория Паламы, архиепископа Фессалонийского.
Григорий Палама жил в далеком ХIV веке и был современником преподобного Сергия Радонежского. Святые подвижники никогда не встречались друг с другом, но на Руси было хорошо известно учение Григория Паламы о нетварном Фаворском свете (исихазм), который является видимым проявлением Божественной благодати.
Божественная энергия – это мощное созидающее начало, противостоящее энергии разрушения. Именно она исцеляет неизлечимых больных, возвращая поврежденным клеткам ткани их первоначальное состояние. Только Божественная энергия Творца может мертвую материю превратить в живую – воскресить усопших.
Божия благодать воздействует не только на материальную природу человека, но и на духовную. И на духовную, как учил Григорий Палама, в первую очередь.
Из своего реального духовного опыта он знал, что пост и молитва открывает человеку путь Богопознания. Близкое присутствие Бога наполняет душу человека неземной, неизреченной радостью, делая его соучастником райского блаженства. Многие святые, старцы-подвижники достигали таких духовных высот, что печать Божественной благодати, которой они были отмечены, становилась видимой – они буквально светились.
Но может ли удостоиться Божественный благодати обычный человек? Может, если его молитва будет угодна Богу. Преподобный Нектарий Оптинский учил: «Молитесь просто: «Господи, дай мне благодать Твою!» На вас идет туча скорбей, а вы молитесь: «Господи, даруй мне благодать Твою!» И Господь пронесет мимо вас грозу»
… Время поста – это время Богопознания, когда человек, преодолевая свои страсти, идет навстречу Богу. Из Евангелия мы знаем, что только чистые сердцем увидят Бога (см. Мф.5:8) Только в чистое сердце входит Божественная энергия, о которой говорил святитель Григорий Палама. Именно она становится светом в глазах доброго, любящего, открытого человека.
…Святитель Григорий, Сергий Радонежский и другие великие подвижники учат: конечная цель земной жизни – благодатное преображение нашего естества и приобщение к жизни Божественной.
Помоги, Господи!