Сегодня на богослужении, как и в минувшие дни Великого поста, читалась покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, слова которой хорошо знакомы каждому верующему человеку.
Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон)
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешного (12 раз с поясными поклонами).
Всего несколько строк, а какая глубина мыслей и чувств! Если задуматься, праздность и уныние, о которых говорится в самом начале молитвы, - наши главные враги, мешающие сердечному разговору с Богом. Уныние, по словам преподобного Иоанна Крестьянкина, отнимает у молитвы силу, лишает её крыльев…
Как во времена преподобного Ефрема Сирина, жившего в IV веке, так и сейчас, всем нам без исключения не хватает любви, терпения и смирения. Это величайшие дары, которые мы просим у Господа, способны в корне изменить нашу земную жизнь. Без них невозможно и спасение души.
Способность не осуждать ближнего – тоже редкое душевное качество. Много ли таких людей среди нас? Осуждая, мы совершенно забываем непреложную истину: осуждающий разделяет ответственность с согрешившим. Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорит об этом грехе предельно кратко и точно: «Осуждающих других не любит Христа».
…Молитва Ефрема Сирина – строгая и торжественная – предельно обнажает нашу духовную нищету. И острое желание покаяния возникает у нас самым естественным образом. Оно становится необходимым, как воздух.
Об исключительном воздействии этой молитвы на душу человека говорит в своих гениальных стихах А.С.Пушкин:
«Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи».
Ожившая от грехов душа – главная цель Великого поста. Это достижимо лишь при усердной молитве и при содействии Божьем.
Помоги, Господи!