СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!
Сегодня наша святая Церковь вспоминает святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (+1928).
Митрополит Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) был уроженцем Тульской губернии, сыном священника Христорождественской церкви Веневского уезда. Несмотря на сравнительно большой приход, семья отца Лаврентия была обеспечена очень скудно, жила в основном за счет хозяйства, которое вел сам священник: и пахал, и сеял, и убирал, и молотил. С раннего детства сыновья помогали ему во всех работах. От остальных детей Александр отличался более созерцательным характером, любил церковное богослужение.
Как сын священнослужителя, Александр Преображенский поступил в Веневское духовное училище. Учёба ему нравилась и по окончании Александр продолжил образование в Тульской духовной семинарии.
В 1881 г. Александр Преображенский окончил Московскую Духовную Академию.
В 1885 году скончались при родах его жена Анна (в девичестве Вознесенская) и младенец сын. Александр Преображенский принял монашеский постриг с именем Агафангел и вскоре был рукоположен во священный сан.
Архипастырское служение епископа Агафангела началось в 1889 году. И на этом поприще раскрылись его благодатные дарования, мудрость, доброе сердце, милосердие, непреклонная энергия и высокопросвещенная ревность, поставившие его на совершенно особое место среди российского епископата. Владыка много послужил на Иркутской, на Тобольской и Сибирской, на Рижской кафедрах.
В 1914 году – в канун великой катастрофы государства Российского – он был переведен на Ярославскую кафедру. Этот последний период служения стал подвигом.
Первый же год возглавления архиепископом Агафангелом Ярославской кафедры печально ознаменовался началом мировой войны. В день объявления о ней в Ярославле при огромном стечении народа архиепископом Агафангелом и епископом Сильвестром (Братановским) был отслужен молебен на соборной площади перед образом Спаса Нерукотворного. В то время когда протодиакон возгласил: «Паки и паки преклонша колена…», вся многочисленная толпа интеллигенции, рабочих, приказчиков, купцов, солдат, женщин и дети всех возрастов опустилась на колени. Владыка Агафангел прочел молитву.
С этого дня молитва о помощи страждущей Родине стала неотъемлемой частью служения Ярославского архипастыря.
Архиепископ Агафангел был цельным человеком, даже всемирные катастрофы ничего не изменили в его облике и характере деятельности. Как и прежде, основой ее было неуклонное исполнение долга христианского. Святитель поступал так, как требовали заповеди Христа о любви к ближнему, словно они написаны были в его сердце.
С самого начала народных бедствий особой заботой и душевной потребностью Ярославского архипастыря было попечение о страждущих: воинах, их семьях, сиротах и бедных людях. Он благословлял проведение самых разнообразных мероприятий в помощь нуждающимся и сам принимал в них участие.
Сверх этого огромного попечения о материальной помощи страждущим и несчастным владыка счел необходимым в дни народных страданий предложить народу духовное утешение с амвона ярославских храмов, к которым устремились русские люди. После октябрьской революции, со временем широко разлившейся по всему пространству России гонениями и смутами, пришли испытания, скорби от подчиненных владыке священников. После безбожной революции из Церкви ушли блудники, пьяницы и лихоимцы, волки в овечьей шкуре, чтобы образовать свою обновленческую и живоцерковническую церковь. Уходя, они причиняли Церкви многие досады.
12 мая 1922 года Патриарх Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее церковное управление, передав митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения.
За своё сопротивление обновленцам в их попытке захватить Церковную власть Святитель Агафангел немедленно подвергается аресту. В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трёхлетнюю ссылку в посёлок Колпашёв Нарымского края (Томская губерния).
В своём завещании от 25 декабря 1925 года Патриарх Тихон называет митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя – священномученики митрополит Пётр (Полянский, память 27 сентября) и митрополит Кирилл (Смирнов, память 7 ноября).
Вернувшись из ссылки, владыка Агафангел получает указ митрополита Петра (Полянского, память 27 сентября) воспринять Местоблюстительство, однако митрополит Сергий, согласившись было освободить должность, по-видимому под давлением Г. П. У., отказался отдать права Местоблюстительства их законному владельцу.
Владыка понимает, что митрополит Сергий начнёт борьбу и посылает в мае 1926 года телеграмму: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от Местоблюстительства».
В результате длительной переписки митрополит Агафангел сообщает митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья».
Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, Владыка призывает своих викарных архиереев – епископа Варлаама (Ряшенцева, память 7 февраля) и епископа Евгения (Кобранова, память 7 ноября) с тем, чтобы составить новое обращение к митрополиту, где говорится, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.
Однако, тут же оговаривалось, что «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающее каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, Владыка до конца жизни старался послужить делу церковного единения. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчётливой дипломатии и политической борьбе, необходимых, чтобы удержать в руках внешнюю административную власть.
Все эти переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье Владыки. Сердечные приступы участились и в середине сентября он слёг в постель. Перед кончиной Святитель часто приобщался Святых Таин. 3 (16 н. ст.) октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Двенадцать ударов тридцати ярославских храмов возвестили о кончине Святителя. Погребли Владыку лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.
Моли Бога о нас, святитель Агафангел, все новомученики и исповедники Ярославские!
Больше о новомучениках читайте на сайте журнала «Православный паломник»