СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! Сегодня Церковь молитвенно вспоминает девять древних святых и двадцать четыре новомученика и исповедника ХХ века. Основными сведениями о жизни и подвиге новомучеников зачастую являются...

Архив новостей

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! Сегодня Церковь молитвенно вспоминает девять древних святых и двадцать четыре новомученика и исповедника ХХ века. Основными сведениями о жизни и подвиге новомучеников зачастую являются...

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!
Сегодня Церковь молитвенно вспоминает девять древних святых и двадцать четыре новомученика и исповедника ХХ века.
Основными сведениями о жизни и подвиге новомучеников зачастую являются их следственные дела. Судьбы и подвиги тех, кто пострадал, являются примером для нас. 
Например, допросы женщин. Поражало их мужество. Если мужчины чаще всего пытались доказать, что они невиновны в том, что им инкриминируют, что это наговор, и единственная их вина состоит в том, что они веровали в Бога, то женщины нередко принципиально отказывались отвечать на вопросы. Даже по протоколам было видно, что они провоцировали следователя, не оправдывались, а говорили о том, что эту безбожную власть они легитимной властью не считают и что если будет возможность, они и дальше будут заниматься религиозной деятельностью. Таким образом, женщины оказались более тверды, мужественны и последовательны.

В 30-е годы 20 века молодая советская власть организовала исправительно-трудовые лагеря не только для изменников родины, но и для членов их семей. Стали появляться, помимо уже существующих «мужских» лагерей, лагеря для жен «изменников родины».
Всего в Советском Союзе насчитывалось четыре собственно женских лагеря: Акмолинский лагерь в Казахстане, Темляковский лагерь, располагавшийся в 40 км от г. Горького, Джангижирский лагерь, находившийся в 100 км от г. Фрунзе и Темниковский лагерь в Потьме. 
Самым «знаменитым» был Акмолинский лагерь жен изменников родины, или АЛЖИР, как иронически прозвали его отбывающие там наказание женщины. В документах он именовался исправительно-трудовым лагерем «Р-17».
Туда попадали женщины разных национальностей, социального положения и профессий. В лагере среди прочих выделялись женщины, которые не были женами «изменников родины» и не являлись членами их семей. Но особо жестокое к ним отношение со стороны надзирателей и начальства предписывалось указами и распоряжениями сверху. Что же это были за женщины и чем они так не угодили советской власти?
Они не были революционерками, стремившимися к смене режима. Они не воровали деньги из государственной казны для своих нужд, не занимались порчей государственного имущества. Но эти и многие другие преступления против власти и отечества инкриминировались им в вину. Потому что это были женщины, готовые отказаться от всего, кроме самого для них главного – православной веры!
Сказать при всех о том, что ты верующий православный человек, в то время было равносильно тому, чтобы прилюдно объявить себя сумасшедшим. Но отношение к последним было в тысячи раз лояльней, чем к христианам, мусульманам и вообще верующим людям. 
Много православных страдало в лагерных узах. Некоторые из них, живя в тяжелейших условиях, озлобились на власть, не сохранили любовь к ближнему, впали в грех осуждения. Но все же многие до последней минуты своей жизни хранили веру, надежду и любовь. 
Новомученики за веру и исповедники прославлены ныне Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них и 12 узниц Акмолинского женского лагеря. Вот их имена:
•    Евдокия (Андрианова) — монахиня (+1942 г.); 
•    Анна Антоновна Водоланова — 1890 г.р., крестьянка (+1942 г.);
•    Акилина Степановна Дубовская — 1892 г.р.,  крестьянка (+1942 г.);
•    Наталия Федоровна Копытина — 1885 г.р., крестьянка (+1942 г.);
•    Александра Михайловна Смолякова — 1880 г.р., крестьянка (+1942 г.);
•    Ирина Лаврентьевна Гуменюк — 1885 г.р., крестьянка (+1942 г.);
•    Ксения Михайловна Радунь — 1875 г.р., крестьянка (+1942 г.);
•    Марфа Ивановна Дударенко — 1885 г.р., крестьянка (+1942 г.);
•    Домна Ефимовна Василькова — 1887 г.р., крестьянка (+1942 г.);
•    Татьяна Игнатьевна Кушнир — 1889 г.р., крестьянка (+1942 г.);
•    Наталия Семеновна Карих — 1885 г.р., староста церкви (+1942 г.);
•    Иустина Матвеевна Меланич — 1887 г.р., крестьянка (10 лет ИТЛ).

Карагандинская земля недаром была названа Святейшим Патриархом Алексием во время его визита в 1997 году в город Караганду «распростертым антиминсом, содержащим в себе мощи новомучеников». А сколько еще таких «антиминсов»?
23 мая 2021 года в Целиноградском районе Акмолинской области Казахстана совершено освящение креста-памятника, который установлен рядом с храмом в честь святых Акмолинских новомучениц.  
Историк, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Карагандинской епархии протоиерей Ахия Рахимжанов, отвечая на вопрос «Что сейчас мы можем сделать для увековечивания памяти новомучеников?», ответил: 
– Жить, как жили они. Это лучшая память. 

Святые новомученицы Акмолинские и все новомученики и исповедники 
Российские, молите Бога о нас!

Больше о новомучениках читайте на сайте журнала «Православный паломник»

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе