Свято-Успенский Святогорский монастырь основан в 1569 году царём Иоанном Грозным в память явления икон Божьей Матери «Одигитрия» и «Умиление» блаженному Тимофею.
Но туристов здесь больше, чем паломников. Большинство людей приезжает в святую обитель не по причине древности, а потому что здесь похоронен Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Почему здесь? Что связывает Александра Сергеевича со Святогорским монастырём?
Святая обитель находится в четырех с половиной километрах от Михайловского, на краю поселка Пушкинские Горы. Прежде поселок назывался Святыми Горами. Эти холмы – Синичьи горы – отроги Валдайской возвышенности, тянущиеся на юго-запад к границам Литвы и Белоруссии. На самых высоких холмах стоит Святогорский монастырь.
Известно, что до второй половины XVII века монастырь официально считался в числе трех десятков «старших» обителей всей Руси, был богат и влиятелен. Примерно таким был Святогорский монастырь и в начале XIX века, когда с ним впервые познакомился А. С. Пушкин. Дед поэта О. А. Ганнибал, основатель усадьбы Михайловское, был одним из самых щедрых покровителей Святогорской обители. Он и устроил здесь свое родовое кладбище.
Пушкин неоднократно бывал в Святогорском монастыре – в 1817-1819, затем в 1824-1826 годах и позже. Здесь были похоронены его дед, бабушка, брат Платон, и поэт, естественно, навещал это родовое кладбище Ганнибалов-Пушкиных.
Святогорский монастырь привлекал внимание поэта и как замечательный исторический памятник бурной эпохи «многих мятежей» конца XVI века, на материале которой писал он свою народную историческую драму «Борис Годунов». Пушкин мог найти в монастырской библиотеке и архиве, частично сохранившемся, немало интересных материалов – рукописных книг, документов, летописных повестей и сказаний. Он знакомился с жизнью монахов, их нравами и характерами, слушал бытовавшие в монастыре рассказы о монашеской жизни прошлого. С особенным интересом посещал монастырские ярмарки. Все здесь – даже сами мощные стены, каменные ограды, кованые ворота пленяли поэта обаянием древности, служили источником вдохновения.
В годы ссылки поэта духовно окормлял настоятель Святогорского монастыря игумен Иона. Прототипом летописца в трагедии «Борис Годунов» стал именно отец настоятель.
Впечатления, которые поэт получал на Святогорской ярмарке, присматриваясь к многочисленным нищим – слепцам, юродивым – и прислушиваясь к их песням, нашли отражение в его творчестве. В этом месте, несомненно, записал Пушкин значительную часть народных песен из полусотни, собранных им в Михайловском.
Здесь, в монастыре, на родовом кладбище, Пушкин и завещал себя похоронить:
И хоть бесчувственному телу
равно повсюду истлевать,
но ближе к милому пределу
мне все ж хотелось почивать.
Так писал Александр Сергеевич об Успенском соборе Святогорского монастыря, у алтарной апсиды которого и нашел место своего последнего упокоения.
И всё-таки, паломникам надо побывать здесь не ради удовлетворения любопытства. Конечно, помолиться об упокоении раба Божьего Александра со сродниками – это Богоугодное дело, приносящее пользу и усопшим, и самим молящимся. Но Святогорская обитель – это духовный родник, куда надо приезжать на Литургию, на Всенощную, здесь хорошо поисповедаться, причаститься.
Верующим дороги святыни, явленные здесь блаженному Тимофею в 1563 году – иконы Божьей Матери «Одигитрия» и «Умиление». Матушка Богородица, по молитвам верующих перед этими иконами, не раз спасала Псковские земли от моров и болезней, от нападений неприятеля.
Икона «Одигитрия» чудесным образом сохранилась до сегодняшнего дня и находится в соборе Святогорского монастыря. Приезжайте помолиться и полюбоваться!
Больше о святынях Псковской земли читайте на сайте журнала «Православный паломник»