Сегодня наша святая Церковь вспоминает подвиги четырёх новомучеников в ХХ веке пострадавших – св. Иоанна Летникова исп. (+1930); прмч. Лаврентия Левченко (+1937); сщмч. Александра Поздеевского пресвитера (+1940); свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского...

Архив новостей

Сегодня наша святая Церковь вспоминает подвиги четырёх новомучеников в ХХ веке пострадавших – св. Иоанна Летникова исп. (+1930); прмч. Лаврентия Левченко (+1937); сщмч. Александра Поздеевского пресвитера (+1940); свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского...

Сегодня наша святая Церковь вспоминает подвиги четырёх новомучеников в ХХ веке пострадавших – св. Иоанна Летникова исп. (+1930); прмч. Лаврентия Левченко (+1937); сщмч. Александра Поздеевского пресвитера (+1940); свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (+1955).
Исповедничество – это особая форма подвига. Целью преследований гонителей становится не умерщвление христиан как преступников, а принуждение их к отречению с помощью пыток и других средств устрашения. Более всего преследовались предстоятели церквей, поскольку, по мысли правительства, их отречение или изгнание должно было подорвать силы христианской церкви. Так было всю историю православной Церкви – с I века и до сегодняшнего дня.
Исповедник – особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти.
Среди святых, которых мы особо вспоминаем сегодня есть исповедник – святитель Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский.
Вспоминая свои странствия по лагерям, владыка много рассказывал о Сарове, где он пробыл довольно долгое время: «После закрытия и разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь. Когда переступил порог этой святой обители, сердце мое исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать».
В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа и в этом же году он был арестован и помещен в тюрьму города Саратова. Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области.
Владыка пытался устроиться на работу, но никто не брал его,  он выглядел старше своих лет. Он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть с голоду. Го-лова его была бела, и вид его невольно вызывал сострадание.
19 мая 1945 года владыка Николай был освобожден досрочно.
5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский).
Владыка прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 года в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Необыкновенная ревность была у архиепископа Николая к богослужениям, которые он совершал с максимальным для приходского храма приближением к монастырскому уставу. Служил он всегда благоговейно, никогда не спешил.
Умер святой исповедник в 1955 году. 25 октября окружающие заметили приближение конца. Стали читать отходную, дали в руки Владыке зажженную свечу, и с последними словами канона на исход души святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох. Это было в 16 часов 45 минут, когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, Которой Владыка так любил сам возглашать: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»
8 сентября 2000 года честные мощи святителя-исповедника Николая были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы.

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!

О новомучениках и исповедниках российских читайте на сайте журнала «Православный паломник»

 


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе