Праздник всех святых, в земле Русской просиявших, Церковь отмечает каждый год во второе воскресенье после дня Святой Троицы.
Изначально праздник появился в церковном календаре еще в XVI веке, когда состоялась канонизация многих русских святых. Однако тогда традиция празднования не прижилась — Смутное время и реформы Патриарха Никона привели к разрыву в русской церковной традиции.
Исправить ситуацию попытался Поместный Собор 1917-18-го годов. В эпоху новых гражданских нестроений молитвенная помощь святых русской земли была как никогда кстати. Собор принял решение восстановить день всех российских святых в церковном календаре, а епископ Афанасий (Сахаров) начал работать над составлением нового богослужения.
Отчасти он использовал старые тексты XVI века, но в результате из них было взято лишь несколько песнопений. В значительной степени служба писалась владыкой Афанасием фактически с нуля.
Работа шла медленно, чему виной были внешние обстоятельства. Епископ Афанасий прошел через годы тюрем и ссылок, за 33 года своего епископства он, по его собственным словам: «был на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел – 32 месяца, в изгнании – 76 месяцев, в узах и на горьких работах – 254 месяца...» Работу над текстом службы русским святым епископ Афанасий закончил лишь в 1953 году. После этого до самой смерти в 1962 году редактировал и дополнял его.
А в 2000 году ее автор стал ее «адресатом»: владыка Афанасий был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских, а значит пополнил и Собор всех святых в земле Русской просиявших.
В текстах службы упоминается лишь маленькая часть русских святых, поскольку лишь одно перечисление имен русских подвижников может занять несколько часов. Синодик полностью читается в этот день в некоторых православных храмах.
В конце Великой вечерни можно услышать удивительные по красоте и смыслу стихиры, написанные митрополитом Сергием (Страгородским) и автором службы XVI века русским святым инока Григория.
Текст службы, составленный епископом Афанасием, – это удивительная «словесная икона» гонимой Русской Церкви ХХ века. владыке удалось создать проникновенные песнопения, не уступающие древним молитвословиям. Вот каким словами святой Афанасий прославляет подвиг русских святых:
«Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави. Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся. Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».
Последняя фраза в наши дни кажется уже привычной. Но в годы революции эти слова стали смелым призывом к народу России не отказываться от церковных корней, не терять единственную прочную опору существования – православную веру.