В Собор Радонежских святых входит подвижник XVI века, урожденный грек, который провел последние годы свой жизни в Троицкой обители и нашёл здесь место своего упокоения. Паломники и братия лавры молятся у мощей преподобного Максима Грека, испрашивая крепкой веры, силы духа, терпения и разума.
Про переводческие труды, опалу и смерть прп.Максима написано много. Сегодня расскажем о том периоде жизни святого Максима, который предшествовал его приезду на Русь. Такое исследование провёл архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, профессор Московской православной духовной академии.
У прп.Максима был необычный жизненный путь до прибытия на Русь, непростым он оказался и в Москве, где его ждали немалые испытания.
Преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.), в миру Михаил Триволис, родился в Арте (нынешняя Албания) около 1470 года в православной греческой семье благородного происхождения. Его родители, Эммануил и Ирина, были весьма образованными людьми. На острове Корфу, куда переселилась семья около 1480 года, были сильны прозападные настроения. Здесь у Михаила возникает желание продолжить и углубить свое обучение, что привело будущего подвижника в Италию.
Флоренция в то время являлась «вторыми Афинами», центром гуманистического движения во всей Европе со своей Платоновской Академией. На Михаила особенное влияние оказал, как личность и пламенный проповедник, аббат Флорентийского монастыря Иероним Савонарола (†23 мая 1498), бичевавший возрождение язычества в тогдашнем Риме, «блуднице на семи холмах». Некоторые исследователи сравнивают трагическую судьбу Максима Грека с судьбой Савонаролы.
В Венеции Михаил Триволис постепенно из ученика и переписчика греческих рукописей сам становится учителем и входит в круг итальянских гуманистов.
В 1502 году Михаил Триволис поступил в католический доминиканский монастырь Апостола Марка во Флоренции, где незадолго до того был настоятелем Иероним Савонарола. Здесь он пробыл около года послушником, углубив свои богословские познания, так как обитель была истинной сокровищницей книжных богатств.
Затем он оставляет доминиканский монастырь, что бы вернуться в родную греческую среду. В 1505 году он прибыл на Святую Гору Афон, где принял в Ватопедском Благовещенском монастыре постриг с именем Максим, в честь преподобного Максима Исповедника. Здесь, в высшей духовной школе всего православного мира, преподобный Максим Грек подвизался в добродетелях богомыслия и молитвы в течение десяти лет, постигая книжную премудрость в богатейшей библиотеке Афона.
Преподобный Максим пользовался на Святой Горе высоким духовным авторитетом, ему по достоинству можно усвоить имя Максим Святогорец. В эти годы определяющее влияние на Максима Грека оказали труды святителя Дионисия Ареопагита, преподобных Иоанна Дамаскина и Максима Исповедника.
Но вдруг в его судьбе неожиданно происходит резкий поворот и он оказался в Москве. В 1515 году князь Василий III и Митрополит Варлаам обратились на Афон с просьбой прислать им переводчика с греческого языка. Афонский протат благословил направиться в Москву инока Максима. Князь Василий III отнёсся к учёному монаху с большим уважением и расположил его в Чудовом монастыре.
Перевод Толковой Псалтири был осуществлен им в весьма сжатые сроки. После завершении своего труда Максим Грек представил его Московскому князю и обратился с просьбой, чтобы его отпустили обратно на Афон. Но отпустили только его спутников, а ученого инока задержали, нагрузив его другими заданиями по исправлению богослужебных книг. Видя нужду в исправлении книг на Руси, Максим Грек смирился и продолжил свои труды.
Всю статью архимандрита Макария «Преподобный Максим Грек» можно прочитать на сайте сайте Троице-Сергиевой Лавры.
Моли Бога о нас, преподобный Максим Грек!