Сегодня большой праздник на Верхотурье – день перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. С 17 века на поклонение к его мощам стекаются десятки тысяч паломников со всех концов необъятной Российской империи – Урала и Сибири, Вятки, ...

Архив новостей

Сегодня большой праздник на Верхотурье – день перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. С 17 века на поклонение к его мощам стекаются десятки тысяч паломников со всех концов необъятной Российской империи – Урала и Сибири, Вятки, ...

Сегодня большой праздник на Верхотурье – день перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского.
С 17 века на поклонение к его мощам стекаются десятки тысяч паломников со всех концов необъятной Российской империи – Урала и Сибири, Вятки, Русского Севера, Поволжья центральных и даже западных губерний. К концу XIX - началу XX в. св. праведный Симеон Верхотурский чудотворец становится одним из самых почитаемых русских святых. 
Почитание св. Симеона Верхотурского ведет свое начало с 1692 г., когда в селе Меркушино, отстоящем от уездного центра Верхотурье чуть более 50 верст, «при церкви святаго архистратига Божия Михаила» из земли начал выходить гроб «с честными останками християнского телесы». Спустя непродолжительное время над могилой неизвестного стали происходить чудотворения – выздоравливали расслабленные и тяжкоболящие.
Во время освидетельствования останков после совершения Литургии и литии владыка стал опрашивать коренных меркушинских насельников, не помнит ли кто имени погребенного здесь, а так же его жития. Старики вспомнили, что на том месте, где вышел из земли гроб «положен бысть некоторый христолюбец преставльшийся». Он был погребен самым первым у только что построенного в Меркушино храма св. Михаила Архангела. «Житие же его бяше доброе, – поведал один уважаемый старый человек Афанасий о неизвестном, – человек той бяше в Сибирскую страну пришлец, дворянского чина рождением, и жительствоваше у нас в странничестве». 
В устном народном предании сохранилось немало рассказов о праведном портном. Так, согласно им св. Симеон с особенной любовью брался за работу на бедняков, с коих нередко отказывался брать деньги за швейные труды. Он считал достаточной для себя оплатой кров и пищу, что пользовался у хозяев дома, в котором жил во время работы. Чтобы не брать денег, св. праведный Симеон, нарочно немного не окончив шитье, уходил из дома. За это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, но святой смиренно переносил их, как заслуженные. 
Устное народное предание о св. Симеоне Верхотурском свидетельствует о том, что излюбленным занятием праведника являлась рыбалка. Он нередко с удочкой в руках отходил из Меркушино вверх по р. Туре верст за десять в уединенное место. На берегу Туры и ныне еще указывают на камень, на котором рыбачил меркушинский праведник. Соблюдая умеренность, святой Симеон ловил рыбу не на продажу, а только для собственного пропитания.
Так же, по словам старожильца Афанасия, неизвестный был «к Богу прилежен и в церковь на молитву непрестанно входен. Телом же своим скорбяще чревно яве, яко от воздержания». Имя праведника было явлено Господом после долгих молитв и правящему архиерею, митрополиту Игнатию, и меркушинскому священнику Иоанну Андрееву. В 1694 году праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
«Сентября в 12 день» 1704 года торжественным крестным ходом мощи «пренесены быша святаго и праведнаго Симеона из Меркушинского села на Верхотурье в Николаевской монастырь». 
Со времени перенесения мощей св. праведного Симеона, его стали именовать не Меркушинским, а Верхотурским. Тогда же стали праздновать дату 12/25 сентября. С 1862 г. ему была составлена особая служба.
Народная молва о явленном «в Сибирской стране» угоднике Божии быстро распространялась. Всё большее число людей не только из Сибири, но из уездов Европейской Руси стекалось в Верхотурье на поклонение нетленных останков св. Симеона.
Между императорской семьей и Свято-Николаевской обителью сложились особые отношения. Так, 25 мая 1914 г. над ракой св. праведного Симеона водрузили сень, сооруженную иждивением семейства Романовых. Дата торжества установки сени была выбрана не случайно – приурочена ко дню рождения императрицы Александры Федоровны. По сути, монастырь находился под государевым покровительством. Об этом свидетельствует регулярный обмен почтовыми телеграммами между святыми царственными страстотерпцами Николаем II, Александрой Феодоровной и монастырем. 
Судьба мощей св. праведного Симеона была трагичной, но Господь не попустил их утраты. Поруганные мощи, после пребывания в музеях – Нижнетагильском и в Свердловском –  вернулись в Свято-Никольский Верхотурский монастырь. Удивителен тот факт, что Свердловский антирелигиозный музей в одно время переехал в печально известный Ипатьевский дом. Таким образом, мощи уральского святого, столь почитавшегося царственными страстотерпцами, очутились в особняке инженера Ипатьева, где была зверски убита Императорская семья. Их можно было увидеть в музейной экспозиции вплоть до Великой Отечественной войны. Так же, как в Нижнем Тагиле, в музей под видом экскурсантов на поклонение мощам приходили паломники. 
24 сентября 1992 г. праведник вернулся туда, где почивал 300 лет.

Моли Бога о нас, святой праведный Симеон!

 


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе