ПУТЬ НА СОЛОВКИ. В августе этого года мы побывали на Соловках. Хотим поделиться впечатлениями о пути на Соловецкий архипелаг, о святынях Преображенского монастыря, о скитах, пу’стынях и музеях, о красоте северной природы, об экскурсиях монастырской ...

Архив новостей

ПУТЬ НА СОЛОВКИ. В августе этого года мы побывали на Соловках. Хотим поделиться впечатлениями о пути на Соловецкий архипелаг, о святынях Преображенского монастыря, о скитах, пу’стынях и музеях, о красоте северной природы, об экскурсиях монастырской ...

ПУТЬ НА СОЛОВКИ

Вместе с сестрами Московского Новодевичьего монастыря мы исследовали путь из Москвы на Соловки по инициативе Елены Сергеевны Кутуковой, руководителя Фонда сохранения будущего нации.
Хотим поделиться впечатлениями о пути на Соловецкий архипелаг, о святынях, монастырях, о скитах, пу’стынях и музеях, о красоте северной природы, об экскурсиях монастырских паломнических служб, о наших открытиях… 
Для начала, хотим рассказать, как ходили в паломничество на Соловки наши предки.
До начала XIX века не приходится говорить о массовом паломничестве на дальние расстояния как социально-значимом явлении. Крепостное право, жесткий паспортный режим, власть общины, а также слаборазвитая дорожно-транспортная инфраструктура не позволяли подавляющей доли населения России ходить на богомолья за пределы своего уезда, в лучшем случае — губернии. Не является исключением и Соловецкий монастырь, посещавшийся преимущественно жителями побережья Белого моря и бассейнов впадающих в него рек .
Многомесячные путешествия на большие расстояния оставались уделом немногочисленных «профессиональных» пилигримов — странников, которые за свою жизнь, не смотря на проблемы с законом (который приравнивал их к бродягам, подлежащих уголовному преследованию), доходили не только до Киева, Соловков и Сарова, но и до Афона, и Иерусалима .
Ситуация изменилась на рубеже XVIII-XIX вв., когда вследствие целенаправленных действий правительства (монастырская реформа 1764 г., указ о вольных хлебопашцах 1803 г., закон об обязанных крестьянах 1842 г. и т.п.) стало уменьшаться число лично зависимых крестьян, а в связи с развитием новых форм хозяйствования землевладельцы начали охотнее отпускать крестьян на заработки и промыслы, плюс стабильно сокращался срок рекрутской службы (с пожизненного до 20 лет). В результате резко повысилась мобильность населения и, следовательно, паломников.
Кроме того, после секуляризации 1764 года, когда даже те монастыри, которые счастливо избежали упразднения, лишились земельных владений и прочих активов и стали отчаянно нуждаться в потоке паломников, чьи пожертвования хотя бы отчасти могли компенсировать им выпавшие доходы . В этой связи не вызывает удивления, что новая (и далеко не последняя) паломническая гостиница была построена у стен Соловецкого монастыря только в 1823 г.  До этого в ней просто не было необходимости.
Резкий всплеск всероссийского паломничества пришелся на середину XIX века, когда в течение буквально одного десятилетия в Империи отменили крепостное право, учредили пароходства и построили первые железные дороги. Отныне миллионам крестьян стали доступны самые удалённые от их мест проживания святыни, в том числе святыни одного из наиболее сложных и дорогих для посещения Соловецкого монастыря.
О пути из Москвы на Соловецкий архипелаг до XX века мы расскажем завтра.

Продолжение следует…

 


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе