ПУТЬ НА СОЛОВКИ. Продолжение.
До 1897 г., когда началась эксплуатация железной дороги до Архангельска, основной путь из Москвы на Соловецкий архипелаг выглядел следующим образом:
1. Столбовая дорога через Сергиев Посад, Переславль, Ростов, Ярославль вела до Вологды;
2. В Вологде путешественники садились на речные судна и шли по рекам Вологде, Сухоне через Тотьму до Великого Устюга, где после слияния с рекой Юг, рождалась Северная Двина;
3. 744 км. предстояло проплыть вниз по Северной Двине чтобы достичь Архангельска;
4. В Архангельске люди пересаживались на морские суда, по одному из рукавов Двины выходили в Двинскую губу Белого моря и более 300 км. (около суток) шли по открытому морю до пристани Соловецкого монастыря.
После 1897 г. путешественники стали приезжать в Архангельск по железной дороге. Только после этого Соловецкую обитель стали посещать женщины. В предшествующий период если до Соловков и добирались паломницы, то в основном из близлежащих поморских поселений
В последние годы существования Российской Империи число посещавших Соловки богомольцев равнялось примерно 20 тысячам в год (в 1912 г. зафиксировано 22 тысячи паломников).
Что касается пеших переходов то в связи с малонаселённостью обширных северных пространств с преобладанием дикой природы даже на рубеже XIX-XX вв., это было крайне опасным предприятием. Об этом свидетельствует один из путеводителей:
«Уже в 30 верстах от Вологды за р. Сухоной железнодорожный путь вступает в лесную местность, пересекаемую болотами и все реже и реже населенную. На 380 версте от Вологды начинаются беспрерывные, крупные леса без всякого жилья».
Альтернативный маршрут на Соловки, который зачастую выбирали именно осознанные паломники, выглядел так:
1. Из Вологды сухопутная дорога вела до Каргополя. Причём, можно было воспользоваться двумя вариантами: более коротким, через Харовск и Няндому; и более длинным, но и более, если так можно выразиться, «намоленным», через Кириллов и Ферапонтов монастыри, Белоозеро, Вытегру и Пудож;
2. Город Каргополь стоит на реке Онеге, которая впадает в Онежскую губу Белого моря. Речные суда доставляли паломников от Каргополя до устья, где им, как и в Архангельске, предстояло только пересесть на морские корабли и достичь архипелага. При этом в Онежском маршруте путь по морю составлял лишь 170 км., т.е. почти в два раза короче и быстрее Архангельского варианта.
Продолжение следует…