ПУТЬ НА СОЛОВКИ. Продолжение. До 1897 г., когда началась эксплуатация железной дороги до Архангельска, основной путь из Москвы на Соловецкий архипелаг выглядел следующим образом: 1.	Столбовая дорога через Сергиев Посад, Переславль, Ростов, Ярославль ...

Архив новостей

ПУТЬ НА СОЛОВКИ. Продолжение. До 1897 г., когда началась эксплуатация железной дороги до Архангельска, основной путь из Москвы на Соловецкий архипелаг выглядел следующим образом: 1. Столбовая дорога через Сергиев Посад, Переславль, Ростов, Ярославль ...

ПУТЬ НА СОЛОВКИ. Продолжение.
До 1897 г., когда началась эксплуатация железной дороги до Архангельска, основной путь из Москвы на Соловецкий архипелаг выглядел следующим образом:
1.    Столбовая дорога через Сергиев Посад, Переславль, Ростов, Ярославль вела до Вологды;
2.    В Вологде путешественники садились на речные судна и шли по рекам Вологде, Сухоне через Тотьму до Великого Устюга, где после слияния с рекой Юг, рождалась Северная Двина;
3.    744 км. предстояло проплыть вниз по Северной Двине чтобы достичь Архангельска;
4.    В Архангельске люди пересаживались на морские суда, по одному из рукавов Двины выходили в Двинскую губу Белого моря и более 300 км. (около суток) шли по открытому морю до пристани Соловецкого монастыря.
После 1897 г. путешественники стали приезжать в Архангельск по железной дороге. Только после этого Соловецкую обитель стали посещать женщины. В предшествующий период если до Соловков и добирались паломницы, то в основном из близлежащих поморских поселений 
В последние годы существования Российской Империи число посещавших Соловки богомольцев равнялось примерно 20 тысячам в год (в 1912 г. зафиксировано 22 тысячи паломников).
Что касается пеших переходов то в связи с малонаселённостью обширных северных пространств с преобладанием дикой природы даже на рубеже XIX-XX вв., это было крайне опасным предприятием. Об этом свидетельствует один из путеводителей:
«Уже в 30 верстах от Вологды за р. Сухоной железнодорожный путь вступает в лесную местность, пересекаемую болотами и все реже и реже населенную. На 380 версте от Вологды начинаются беспрерывные, крупные леса без всякого жилья».
Альтернативный маршрут на Соловки, который зачастую выбирали именно осознанные паломники, выглядел так:
1. Из Вологды сухопутная дорога вела до Каргополя. Причём, можно было воспользоваться двумя вариантами: более коротким, через Харовск и Няндому; и более длинным, но и более, если так можно выразиться, «намоленным», через Кириллов и Ферапонтов монастыри, Белоозеро, Вытегру и Пудож;
2. Город Каргополь стоит на реке Онеге, которая впадает в Онежскую губу Белого моря. Речные суда доставляли паломников от Каргополя до устья, где им, как и в Архангельске, предстояло только пересесть на морские корабли и достичь архипелага. При этом в Онежском маршруте путь по морю составлял лишь 170 км., т.е. почти в два раза короче и быстрее Архангельского варианта.

Продолжение следует…

 


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе