Подражая своему тезке, св. благоверному великому князю Димитрию Донскому, Пожарский по пути на ратное поле едет за благословением к святому старцу – прп. Иринарху Ростовскому. Но кроме живого, и соответственно, еще не прославленного на тот момент святого, Дмитрий Михайлович посетил и уже канонизированного, давно почитаемого за чудотворца угодника Божия, - преподобного Евфимия Суздальского, современника и собеседника преподобного Сергия.
“…направлявшийся из Ярославля на очищение Московского государства … с небольшим отрядом пошел в Суздаль — помолиться к Всемилостивому Спасу и чудотворцу Евфимию и у родительских гробов проститься”, — сообщает летопись.
Евфимий (мирского имени его мы не знаем), будучи отроком, пришел в Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь, где принял постриг от свт. Дионисия Суздальского. До 36 лет монах подвизался на поприще строгого поста, непрестанной молитвы и беспрекословного послушания. Пока по благословению св. Дионисия, откликнувшегося на просьбу суздальского князя Бориса Константиновича, не отправился на берега Каменки для устроения там общежительной обители. Вместе с закладным камнем храма в честь Преображения Господня прп. Евфимий сразу вытесал для себя гроб, тем самым демонстрируя намерение остаться здесь навсегда. Князь Борис пожаловал “много злата и сребра на строение обители тоя, и на съграждение келиам, и на иныя нужныя храмы, на упокоение иноческому жительству”. Кроме того, на противоположном берегу реки, буквально напротив своей обители, преподобный вскоре основал женский Покровский монастырь.
Показывая во всем первый пример, св. Евфимий поддерживал в монастыре строгие порядки. Никто из монахов не имел личного имущества, во время церковной службы и за трапезой поддерживалось молчание, инокам не дозволялось покидать келии без нужды. Преподобный кормил многочисленных странников, выкупал несостоятельных должников, заступался за обиженных.
Прп. Евфимий отошел ко Господу в 1404 или 1405 году. Сто с небольшим лет спустя его мощи были обретены нетленными. Официальная канонизация угодника состоялась на Московском Соборе 1549 г. Хотя местное почитание преподобного сложилось практически сразу после его кончины.
Семью Пожарских с суздальской обителью связывали давние отношения, там находилась их родовая усыпальница. Дмитрий Михайлович жертвовал Свято-Евфимиевскому монастырю деревни, 355-пудовый колокол, медное вызолоченное паникадило на 28 свечей, большое серебряное кадило, множество богослужебных облачений, икон, книг. Вообще, князь Пожарский был большим ценителем книг, и десятками скупал их на Печатном дворе для дальнейшей передачи в храмы и монастыри.
Конечно, благочестивый князь не скупился и на храмовое строительство. Дмитрий Михайлович дал деньги на возобновление “родственного” Евфимиевскому (прп. Макарий был такой же ученик свт. Дионисия, как и прп. Евфимий) Желтоводского монастыря. Туда впоследствии на хранение была передана гражданская святыня — знамя Нижегородского ополчения. На землях подмосковной усадьбы Медведково Пожарский выстроил шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы, сохранившийся до наших дней.
В 1642 году князь Дмитрий Пожарский, никогда не сомневавшийся в помощи прп. Евфимия, найдет своё последнее пристанище на территории столь любимого им суздальского монастыря.
Продолжение следует.