Первый воскресный день по взятии Москвы был днем триумфа.
25 октября (7 ноября по н.ст.) русские дружины торжественно, под звон колоколов, с иконами и хоругвями двумя колоннами вступили на Красную площадь. Нижегородское ополчение несло перед собой полковую икону – Казанскую. Казаки Д.Т. Трубецкого шествовали со своей святыней – Гребенской (Гребневской) иконой Божией Матери. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим из Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля свт. Арсением Элассонским, который нес Владимирскую икону Богородицы. Так, в самом сердце Русского государства, состоялась торжественная встреча чудотворных образов Царицы Небесной, ознаменовавшая конец многолетней эпохе смут и междоусобиц.
Дадим слово очевидцу событий, троицкому келарю Авраамию (Палицыну):
“В день же недельный сшедшымся архимандритом и игуменом и всему освященному чину и всему христолюбивому воинству, и множеству православных християн, боярина и воеводы князя Димитрия Тимофеевича Трубецково полку снидошася в церковь Пресвятыя Богородицы Казанския за Покровскими вороты, а столника и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго полку снидошася в церковь святаго Иоанна Милостиваго на Арбате, и вземше честныя кресты и чудотворныя иконы, поидоша во град Китай кождо своими враты. Последующему им всему множеству воинства, и всем народом Московскаго государства благодарственныя и победныя песни Богови воздаяху, и сшедшеся вси вкупе на лобное молебная совершающе, в нихже бысть первый Троицкой архимандрит Дионисей, из града же изыде во стретение на лобное место Галасунской архиепископ Арсений со всем освещенным собором, носяще пречестную и чудотворную икону пречистыя Богородицы Владимирския, и честныя кресты, и прочая святыя иконы. Егда же видеша пречестную и чудотворную икону пречистыя Богородицы Владимирския бояре и воеводы и все воинство и вси православнии християне, еяже уже николиже надеяхуся видети, слез источницы испущаху, и припадающе облобызаху... И по молебном пении поидоша во град Кремль в безчисленном множестве народа. И бе воистину плача и умиления достойно видение. Что бо безумия сего безумнейши, еже сотвориша окаяннии они лютори с треклятыми и богомерскими отступники и прелагатаи с рускими изменники, видяху бо святыя Божия церкви осквернены и обруганы... И несть возможно толиких бед изрещи, иже сотвориша окаяннии они лютори в царствующем град Москве, грех ради наших... Внидоша же все воинство и вси православнии народи во град Кремль во мнозе радости и в веселии исповедающеся Господеви, и вшедшым во святую великую церковь пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения всему священному собору со множеством безчисленнаго народа, и совершивше Божественную Литургию и молебная. И тако разыдошася кождо во своя, славяще и благодаряще Бога в Троицы славимаго емуже слава во веки, аминь”.
Под церковью “Пресвятыя Богородицы Казанския за Покровскими вороты”, где начиналась процессия полков Трубецкого, Авраамий, по-видимому, имеет в виду Благовещенскую (Ильинскую) церковь на Воронцовом поле, где была помещена Казанская икона по ее принесении в Москву. Сейчас на этом месте стоит часовня во имя чудотворного Казанского образа.
Церковь св. Иоанна Милостивого, от которой шел крестный ход Второго ополчения, находилась в районе пересечения Малого и Нижнего Кисловских и Калашного переулков, где сейчас стоит Дом Моссельпрома. Она не пережила нашествие Наполеона и была упразднена в 1816 г. Престол перенесен в Благовещенскую церковь у одноименной башни Кремля, которая в свою очередь была сломана в 1932 г.
Продолжение следует.