Князь Пожарский внес неоценимый вклад в прославление Казанской иконы Божией Матери во всероссийском масштабе. С появления в Ярославле послов владыки Ефрема и до конца жизни Дмитрий Михайлович особо почитал этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы и приложил все усилия для его надлежащего сохранения.
“По взятии же Кремля города князь Дмитрий Михайлович Пожарский освятил храм в своем приходе Введения Пречистой Богородицы на Устретинской [Сретенской] улице, и ту икону Пречистой Богородицы Казанской поставил тут. Священники же того храма возвестили царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии про те чудеса, как во время боя с гетманом и в московское взятие от того образа великие чудеса были. Царь же Михаил Федорович всея Русии и мать его, великая старица Марфа Ивановна, начали к тому образу веру держать великую, и повелели праздновать дважды в год и ход установили с крестами...”.
Церковь эту возвел за столетие до Смуты итальянец Алевиз по повелению великого князя Василия III для псковчией, переселенных в Москву в 1510 г. Освящать же церковь пришлось, потому что поляки ее разграбили и осквернили. В кратчайшие сроки на свои средства князь Пожарский, чья усадьба находилась в приходе Введенского храма, отремонтировал его и пригласил духовенство заново освятить.
До 1617 г. в Введенском храме был устроен придел в честь Казанской иконы. Известно, что царь Михаил Федорович полился здесь за обедней. До завершения строительства Казанского собора на Красной площади в Введенскую церковь, как и было предписано царским указом, дважды в год совершали крестный ход из Кремля. Когда Казанскую икону перенесли в новый собор, Дмитрий Михайлович подарил Введенскому храму список с нее в украшенном жемчугом золочёном окладе. Кроме того князь передал в дар храму шитое его дочерью изображение Спаса Нерукотворного с предстоящими святителями Петром и Алексием.
В 1635 г. скончалась первая супруга Пожарского Прасковья Варфоломеевна. Над ее могилой князь устроил придел во имя св. великомученицы Параскевы Пятницы.
В 40-х гг. XVIII века обветшавшая за три столетия церковь была перестроена в стиле барокко, к ней была пристроена трапезная и новая колокольня. Чин освящения новой церкви возглавил архиепископ Московский Платон (Малиновский). В декабре 1749 г. здесь состоялось венчание Глеба Алексеевича Салтыкова и Дарьи Николаевны Ивановой – впоследствии печально знаменитого “изверга рода человеческого”, помещицы Салтычихи.
Храм Введения Пресвятой Богородицы на Лубянке возглавлял один из семи (позднее, шести) московских “сороков”, аналогов современных благочиний. В 1897 году был издан обширный труд протоиерея и краеведа Николая Антушева “Летопись Введенской церкви, что на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки в Москве” с двадцатью “фототипическими рисунками на шести таблицах”.
В начале XX века за храмом выросли корпуса Доходного дома Первого Российского страхового общества, которые в 1921 году занял наркомат иностранных дел. Что стало, хоть и отложенным, но неотвратимым приговором для прославленного храма. Через четыре года церковь была снесена с официальной формулировкой “как помеха уличному движению”. Образовавшееся пустое пространство получило название “площадь Воровского” в честь одного из первых советских дипломатов Вацлава Воровского, убитого в Швейцарии белогвардейским офицером. 11 мая 1924 года между еще стоявшим храмом и зданием НКИД был установлен бронзовый памятник революционеру.
Сейчас на месте Введенского храма автостоянка.
Продолжение следует.